По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Система двойного лицензирования частных медицинских организаций в России

Министерство здравоохранения РФ в целях долговременного планирования вводит систему двойного лицензирования открывающихся частных медицинских организаций. Цель — предотвратить создание дублирующих друг друга коммерческих структур на территории одного района. Для решения поставленной задачи Министерство здравоохранения хочет ввести систему предварительной оценки потребностей населения каждого отдельного района. Прогнозируемая система уже на этапе разработки подвергается серьезной критике: создание управляемого размещения медицинских организаций приведет к росту крупных компаний. Это означает рост цен на медицинские услуги. Автор считает, что преодолеть указанную проблемную ситуацию вполне возможно: достаточно усовершенствовать практику работы Федеральной антимонопольной службы в РФ. Кроме того, возможно ввести дополнительные налоговые льготы для отдельных субъектов — малых предприятий, стартапов. При этом автор отмечает, что предоставление вышеуказанным субъектам дополнительных финансовых гарантий со стороны государства может повлечь за собой соответствующие неблагоприятные финансово-экономические последствия (возрастает риск коррупционности при взаимодействии между подобными малыми предприятиями и отдельными государственными служащими).

Литература:

1. Проблемы введения системы двойного лицензирования медицинских учреждений в РФ // Министерство здравоохранения РФ.

По поручению президента РФ В. В. Путина Министерство здравоохранения РФ прорабатывает вопрос о том, чтобы регионы перед лицензированием частной медицинской организации определяли предварительную потребность населения в той медицинской помощи, которая будет оказана в рамках данной медорганизации.

Причина разработки комплекса мер — неблагоприятная ситуация в некоторых субъектах федерации с оказанием медицинской помощи. Например, на Дальнем Востоке на одно госучреждение здравоохранения сейчас приходится до 15 частных медицинских организаций. При этом, отмечают в Минздраве, только 10 % всех частников являются полноценными клиниками. В большинстве случаев медицинские учреждения — это отдельные кабинеты на первых этажах многоквартирных жилых домов. Персонал указанных медицинских организаций на 80 % состоит из совместителей государственных учреждений.

В Министерстве здравоохранения РФ говорят о возможной коррупциогенности такой ситуации: совместителям выгодно «переводить» клиента из государственного учреждения в частное: каждый приходящий платный клиент приносит врачу, который оказал ему соответствующую медицинскую помощь, небольшой процент. В это же время «такое перетягивание клиента» явно невыгодно бюджету сферы здравоохранения РФ, который, напоминаем, формируется за счет количества прикрепленного населения по ОМС к конкретному медицинскому учреждению. Министерство здравоохранения РФ отмечает, что врачей, использующих данную систему «перетягивания», увольняют, а также применяют к ним различные дисциплинарные взыскания. Однако подобные меры являются частностями — бороться, отмечают в Минздраве России, надо с общими проблемами. Один из путей борьбы — введение системы двойного лицензирования.

Власти отмечают, что все медицинские организации, открывающиеся в субъекте федерации, будут лицензироваться дважды: на своеобразном «входе» (когда оценивается потребность населения конкретного района в определенных медицинских услугах) и на своеобразном «выходе» (когда построенная частная медицинская организация принимается сотрудниками органов исполнительной власти).

Для Цитирования:
Захаров Александр Самуилович, Система двойного лицензирования частных медицинских организаций в России. Экономист лечебного учреждения. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: