Профессиональная компетенция медицинского персонала является одним из ключевых источников конкурентоспособности частной поликлиники. Достигнутый уровень и современные темпы развития медицинской науки предъявляют высокие требования к этому показателю. Обязательным условием для его поддержания на необходимом уровне является непрерывность профессионального развития (НПР) медицинского персонала. Высокая нагрузка может быть существенным барьером для обучения, особенно в частном секторе здравоохранения. В связи с этим в частных поликлиниках может быть перспективно использование систем дистанционного обучения (СДО).
В рамках организационного эксперимента в 11 частных поликлиниках города Москвы была внедрена СДО. С помощью СДО решались такие задачи, как оценка исходного уровня знаний врачей и НПР врачей на рабочих местах.
Поликлиниками были предоставлены технические ресурсы – компьютеры и сеть интранет. Программисты разработали на базе общедоступных учебных программ и внедрили в сеть интранет поликлиник СДО. Программа позволяла формировать учебные модули, включающие информационный блок и блок тестовых вопросов, а также автоматически оценивать результаты обучения.
Оценка исходного уровня знаний проводилась у врачей всех специальностей. Для этого в СДО были размещены тестовые вопросы с одним правильным ответом из утвержденных сборников квалификационных тестов по специальности. Для каждой специальности было подготовлено 2–3 варианта тестовых заданий, включающих 150–200 вопросов. Врачи проходили тестирование на компьютерах в свободное от работы время. На тестовый контроль отводилось 3 часа.
В НПР принимали участие только врачи двух специальностей – врачи общей практики (ВОП) и терапевты. Для реализации программы НПР было подготовлено 49 учебных модулей, включавших информационный блок и 10 тестовых вопросов с одним правильным ответом. Перечень тем учебных модулей определялся на основании опроса врачей, администрации поликлиник и потребности в конкретных медицинских знаниях, определяемой условиями труда. Формирование учебных модулей и анализ результатов тестирования проводились преподавателями кафедры семейной медицины, имеющими опыт подготовки врачей по специальностям «Общая врачебная практика (семейная медицина)» и «Терапия» в рамках программ послевузовского и дополнительного профессионального образования.