Одним из блоков управления персоналом является адаптация новых сотрудников. Успешно реализованный процесс адаптации вновь нанятого сотрудника не лишен значимости как для него самого, так и для компании, в которой он будет работать. Новички должны адаптироваться к новой роли, задачам на рабочем месте, членам коллектива и руководству. Это важный этап в их жизни, так как зачастую это начало профессиональной карьеры. Правильная реализация адаптационного процесса определяет эффективность последующей деятельности на рабочем месте, а ее отсутствие может привести к нежелательным последствиям как для сотрудника, так и для организации. Поэтому подготовка работника к выполнению профессиональных обязанностей должна целенаправленно планироваться и осуществляться на основе применения различных методов и форм подхода к процессу адаптации на рабочем месте.
Актуальность исследования заключается в высокой роли системы адаптации персонала в современных торговых организациях. Необходимость системы адаптации состоит в том, что она способна сократить текучесть кадров и издержки, которые присущи подбору и адаптации, а также в короткие сроки добиться эффективной работы от нового сотрудника, полноты его погружения в рабочие процессы компании и привыкания к социально-психологической среде. Так, организация нуждается в четко выстроенной системе адаптации для удовлетворения потребности в стандартизации процедур взаимодействия с новыми сотрудниками.
Процесс адаптации в компании существуют всегда, даже если это никак не регламентируется. Но, если в организации отсутствует четко выстроенная система адаптации и этот процесс проходит хаотично и бесконтрольно, то это негативно отразится на многих аспектах деятельности компании: рост текучести персонала в период испытательного срока, потеря финансовых и временных ресурсов, неэффективность трудовой деятельности, возможные ошибки в работе новичком и т. д. Эти факторы, как правило, негативно сказываются на HR-бренде и в целом на имидже организации во внешней среде.