Понятие «сироты» и помощь ребенку всегда были святы в России. И для многих это понятие до сих пор, несмотря на деформированные семейные ценности, остается святым
Анна Кузнецова, уполномоченный по правам ребенка в РФ
Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. За последние годы данная проблема приобрела особую актуальность, проявлением которой, во-первых, стало принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [1], а во — вторых, рост темпов численности детей, оставшихся без попечения родителей (табл. 1).
Основной целью совершенствования традиционной системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение и гармонизация интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание.
Вопросы социальной защиты таких детей, носят межотраслевой характер, находятся на пересечении проблемных полей юриспруденции, социологии, социальной психологии и педагогики. Они включают в себя проблемы социальных истоков и социального содержания феномена сиротства, социальной политики в отношении этой категории населения, устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения их в соответствующие учреждения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильем и т. п.
В целях решения вышеназванных проблем в Министерстве образования и науки Республики Марий Эл создано специальное структурное подразделение — отдел социальной защиты детства, опеки и попечительства. Законодательная база республики включает в себя 27 нормативных правовых актов, из которых 9 законов и 18 постановлений Правительства Республики Марий Эл. В рамках этих документов 17 органов местного самоуправления наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству. В них работают 29 уполномоченных специалистов (муниципальных служащих) и 9 специалистов на должности методистов. Общее количество сотрудников составляет — 107 человек, в т. ч. 75 специалистов по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан и 32 специалиста по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан) [4].