По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 62–83:621.313.333

Синтез и исследование системы автоматического симметрирования токов асинхронного двигателя с преобразователем напряжения

Бойко А. А. д-р техн. наук, доцент, директор, Институт электромеханики и энергоменеджмента, Одесский национальный политехнический университет, г. Одесса, Украина
Бойко Н. А. аспирантка кафедры электромеханических систем с компьютерным управлением, Одесский национальный политехнический университет, г. Одесса, Украина
Будашко В. В. канд. техн. наук, доцент кафедры технической эксплуатации флота, Национальный университет «Одесская морская академия», г. Одесса, Украина
Юшков Е. А. аспирант кафедры судовой электромеханики и электротехники, Национальный университет «Одесская морская академия», г. Одесса, Украина

Выполнена разработка методов исследования несимметричных режимов работы асинхронных двигателей. Определено влияние несимметрии напряжения источника питания на работу асинхронного электропривода. Предложена система автоматического симметрирования токов статора асинхронного двигателя с применением тиристорного преобразователя напряжения. Рассмотрен синтез элементов системы симметрирования и принципы ее работы, определены показатели симметрирования и даны рекомендации по применению системы.

Литература:

1. Бабакин В. И. Автоматизированный электропривод типовых производственных механизмов и технологических комплексов. — Уфа: УГНТУ, 2007. — 224 с.

2. Жежеленко И. В., Саенко Ю. Л. Качество электроэнергии на промышленных предприятиях. — М.: Энергоатомиздат, 2005. — 261 с.

3. Пинчук О. Г. Энергетические показатели асинхронного двигателя при различных параметрах нессиметрии питающего напряжения // Електротехніка і енергетика. Наукові праці ДонНТУ. — 2008. — Вып. 8 (140). — С. 201–205.

4. Андрющенко О. А., Лю Ким Тхань. Электропривод ТПН — АД с автоматическим симметрированием токов статора // Вестник Харьковского политехнического университета. Проблемы автоматизированного электропривода. Теория и практика. — 1995. — С. 136–137.

5. Браславский И. Я., Зюзев А. М. Опыт внедрения тиристорных асинхронных электроприводов с фазовым управлением // Автоматизированный электропривод. — 1999. — № 3. — С. 47–57.

6. Braslavskij I., Zyuzev A., Nesterov K. Thyristor controlled asynchronous electrical drive without speed sensor // 2008 International Symposium on Power Electronics, Electrical Drives, Automation and Motion. — 2008. — P. 1093–1096. doi: 10.1109/speedham.2008.4581098.

7. Driesen J., Van T. Введение в несимметричность J. Driesen / пер. с англ. // Энергосбережение. — 2004. — № 6. — С. 32–38.

8. Жежеленко И. В., Саенко Ю. Л., Горпинич А. В., Швецова И. А. Надежность работы электрооборудования при пониженном качестве электроэнергии: зб. наук. пр. // Вісник Приазовського державного технічного університету. — 2005. — Вип. 15, Ч. 2. — С. 25–29.

9. Митяшин Н. П., Дерунов В. А., Арефьев Л. Ю. Модели чувствительности фазовых напряжений к изменению управляющих воздействий системы симметрирования напряжений автономной сети: Мевуз. науч. сб. // Проблемы энергетики. — 2005. — С. 99–106.

10. Филиппов А. О. Экспериментальное исследование трансформаторного симметрирующего устройства // Известия СПбГАУ. — 2010. — № 19. — С. 22–30.

11. Tremlin R. Soft — Start drives // Wire Ind. — 2006. — Vol. 626. — Р. 92–96.

12. Бойко А. О., Бересан А. А. Моделирование системы ТПН-АД // Математическое моделирование. — 2010. — С. 39–42.

13. Лоторейнук Е. А. Теоретические основы электротехники. — М.: Форум, 2010. — 340 с.

14. Выгодский М. Я. Справочник по высшей математике. — М.: Астрель, 2006. — 994 с.

15. Андрющенко О. А., Бойко А. А. Улучшение показателей асинхронного электропривода с автоматическим симметрированием токов при питании от источника с несимметричным напряжением // Вісник національного технічного університету «ХПІ». — 2002. — Т. 1. — Вып. 12. — С. 147–148.

16. Andryushchenko O., Boyko A. Maple Software Applied for Stability Research of Electric Drive TVC–IM // Simulation News Europe. — 2003. — Vol. 38/39. — Р. 35–37.

17. Бойко А. А. Ограничение неустойчивых режимов работы лифтовых подъемных механизмов с электроприводом ТПН-АД // Підйомно — транспортна техніка. — 2014. — Вып. 2 (42). — С. 36–45.

18. Будашко В. В., Онищенко О. А. Удосконалення системи управління підрулюючим пристроєм комбінованого пропульсивного комплексу: Зб. наук. пр. // Вісник Національного технічного університету «ХПІ». Серія: Електричні машини та електромеханічне перетворення енергії. — 2014. — № 38 (1081). — С. 45–51.

19. Vas Р. Control of AC Machines. — Oxford, Clarendon Press, 1990. — 98 р.

20. Buja G. A new control strategy of the induction motor drives: the direct flux and torque control // IEEE Ind. Electron. Soc. Newsletter. — 1998. — Р. 14–16.

21. Радимов С. Н. Системы управления с подчиненным регулированием координат электропривода. — Одесса: ОПИ, 1983. — 83 с.

22. Глазева О. В., Будашко В. В. Аспекти математичного моделювання елементів єдиних електроенергетичних установок комбінованих пропульсивних комплексів: зб. наук. пр. // Вісник Національного технічного університету «ХПІ». Серія: Проблеми удосконалення електричних машин і апаратів. Теорія і практика. — 2015. — № 42 (1151). — С. 71–75.

23. Prado A., Kurokawa S., Bovolato L., Filho J. Phase — mode transformation matrix application for transmission line and electromagnetic transient analyses. — New York: Nova Science Pub Inc, 2011. — 40 p.

В настоящее время асинхронный электропривод является наиболее распространенным типом электрического привода в мире и является одним из главных потребителей электрической энергии [1]. В то же время нормативные показатели качества этой энергии в промышленности не всегда соответствуют требуемым, что определяет возможность работы асинхронных двигателей (АД), например в условиях несимметрии источника питания [2]. Также возникновение несимметричных режимов работы трехфазных АД может быть обусловлено и другими факторами, например несимметрией сопротивлений в цепях статора или ротора [3].

Несимметричные режимы работы оказывают крайне отрицательное влияние на рабочие показатели АД. При несимметрии напряжения в электрических машинах возникают магнитные поля, вращающиеся с синхронной скоростью не только в направлении вращения ротора, но в противоположном направлении. В результате возникают тормозной электромагнитный момент и колебательная составляющая электромагнитного момента с частотой колебания 100 Гц. Возникает дополнительный нагрев активных частей АД, прежде всего статора за счет превышения фазных токов номинального значения [3]. При характере несимметрии напряжения с одновременным его понижением нагрузка по фазам обмоток АД распределяется неравномерно, что приводит к перегреву обмоток даже при моментах нагрузки существенно меньших номинального. Так, при работе двигателя с номинальным моментом нагрузки и при питании от источника с несимметричным напряжением, характеризующимся Кu = 4 %, срок службы изоляции АД сокращается примерно в два раза только за счет дополнительного нагрева [2, 3]. При этом, если напряжение на одной из фаз значительно превышает номинальное, сокращение срока службы изоляции будет еще большим. Для обеспечения нормальных условий работы АД при питании от источника с несимметричным напряжением необходимо завышать номинальную мощность, предусматривать специальные мероприятия по симметрированию напряжения источника питания (ИП), или применять другие конструктивные решения [4].

Для Цитирования:
Бойко А. А., Бойко Н. А., Будашко В. В., Юшков Е. А., Синтез и исследование системы автоматического симметрирования токов асинхронного двигателя с преобразователем напряжения. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2016;11-12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: