В мировом сообществе во все времена при любой экономической и политической ситуации первоочередное внимание уделяется здоровью подрастающих граждан — будущей наиважнейшей работоспособной категории населения, потому что процветание любой страны во многом зависит от этого фактора. Состав и структура питания выполняют существенную роль в умственном и физическом развитии маленьких граждан. Обучающиеся любого возраста, потребляющие продукты питания в недостаточном количестве или ненадлежащего качества, не способны к требуемой концентрации внимания, чаще более вялые и неохотно участвуют в процессе обучения. Накопленный опыт по взаимосвязи поведения детей в образовательном процессе и структуры получаемых продуктов питания подтверждены результатами многочисленных научных исследований педагогов. В настоящее время во всех развитых странах, в том числе и в России, вопросу обеспечения обучающихся образовательных организаций питанием на принципах здоровьесбережения уделяется первостепенное внимание. По сведениям многочисленных источников, во многих развитых странах государство обеспечивает около 80% суточных рационов питания детей школьного возраста в организованных коллективах [1–3].
В 2020 году президент РФ предложил ввести бесплатное горячее питание для школьников начальных классов, сегодня соответствующие поправки закреплены в ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Школьное питание финансируется бюджетами трех уровней — федеральным, региональным и муниципальным, проблемным регионам выделяются специальные субсидии. С 2005 года в общеобразовательных организациях РФ реализуется проект «Школьное молоко», предполагающий систематический аналитический анализ медицинских показателей по воздействию молока на здоровье детей школьного возраста. По сведениям, представленным на официальном сайте проекта, за 16 лет действия проекта в школах здоровье детей улучшилось, существенно уменьшился процент костно-мышечных и пищеварительных заболеваний. Сложившаяся в России и во многих странах мира после пандемии COVID-19 социально-экономическая ситуация привела к серьезному росту проблем социального характера. Карантинные ограничения, массовые сокращения рабочих мест, предоставляемых малым и средним бизнесом, переход на удаленную работу и дистанционное обучение — повлекли за собой увеличение малообеспеченных слоев населения, включающих в себя не только взрослых, но и обширный контингент детей, подростков и молодых людей, учащихся в учреждениях дошкольного, школьного, средне-специального, высшего образования. В процессе обучения человек в любом возрасте подвергается значительным умственным и психологическим нагрузкам, сгладить которые, восстановить силы и здоровье, в присутствующем ритме жизни все сложнее. В первую очередь это касается детей младшего школьного возраста и подростков, нерациональное питание указанного контингента лиц приводит к возникновению у них тяжелых заболеваний, не свойственных возрасту, а также общему снижению уровня здоровья и продолжительности жизни населения страны. Учитывая существующие проблемы, роль государственного регулирования общественного питания становится неоспоримой. На сегодняшний день основным законом, регулирующим организацию питания в российских школах, является ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В статье 37 настоящего закона, изложены права обучающихся на обеденный перерыв, также в законе указано, что учащиеся начальных школ имеют право получать бесплатное горячее питание 1 раз в день и более.