Термин выгорание (burnout) предложил в 1974 г. американский психиатр Герберт Фрейденбергер для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе «человек — человек» [1]. В 1976 г. Кристина Маслач назвала это состояние физического и эмоционального истощения профессиональным выгоранием как реакцией на стресс [2].
Группой российских исследователей в 2007 г. принято решение использовать единый термин — синдром выгорания — без каких-либо уточняющих прилагательных, тем самым подчеркивая, что данный феномен встречается только у профессионалов в коммуникативной сфере [3].
Синдром выгорания можно рассматривать как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, что в свою очередь отрицательно сказываются на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Синдром выгорания возникает в результате кумулятивного влияния множества индивидуальных или внутренних (социально-демографических и личностных особенностей), а также организационных или внешних (условий, содержания труда и социально-психологических характеристик) факторов и причин [4].
Работа медицинских работников, как правило, эмоционально насыщена. Сталкиваясь с негативными эмоциями, которыми пациенты выражают отношение к своему состоянию, они и сами начинают испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Эмоциональное выгорание — состояние истощения, которое приводит к параличу наших сил, чувств и сопровождается утратой радости по отношению к жизни. По данным различных авторов синдром выгорания встречается у медицинских работников в 30–70 % случаев. По сравнению со средним медицинским персоналом у врачей уровень эмоционального истощения и деперсонализации более чем в два раза выше и в 2,5 раза меньше редукция личных достижений. Высокая степень выгорания зарегистрирована у 63 % врачей и у 66 % медицинских сестер [5, 6].