По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 005.95/96

Синдром профессионального выгорания в системе управления персоналом организаций здравоохранения

Рудакова Елена Николаевна д-р полит. наук, профессор кафедры инновационного предпринимательства, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 5, стр. 1
Арифджанова Малохат Абдугобаровна аспирант Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХИГС), 119571, Москва, просп. Вернадского, д. 82, стр. 1, E-mail: marifdjanova@mail.ru

Влияние пандемии на профессиональное выгорание специалистов является пока малоизученным, очевиден острый недостаток мер, препятствующих его наступлению и развитию. Данное положение актуализирует изучение факторов и интенсивности их влияния на профессиональное выгорание специалистов в условиях пандемии, что в дальнейшем поможет провести разработку мер и предложений по минимизации влияния данных факторов с целью сокращения случаев наступления синдрома профессионального выгорания и повышения мотивации специалистов к труду.

Литература:

1. Багрий М.А. Сравнительный анализ проявлений профессионального стресса у врачей разных специализаций // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2005. — № 1. — С. 71.

2. Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания // Трудный пациент. — 2009. — № 12. — С.10–13.

3. Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания». — М.: Педагогика, 2005. — 527 с.

4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.

5. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — СПб.: Питер, 1999. — 105 с.

6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М.: Наука, 2003. — 154 с.

7. Боровикова С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. — М.: Просвещение, 2004. — 151 с.

8. Семенова А.А. Создание национальной системы управления инновационной деятельностью: теория и методология: Дис. д-ра экон. наук. — М., 2005.

9. Семенова А.А., Грибов П.Г. Проблемы формирования отчетности об интеллектуальном капитале // Транспортное дело России. — 2011. — № 10. — С. 56–57.

10. A new model for the development of the economy in conditions of digital transformation. Nosova S.S., Makar S.V., Sorokina G.P., Semenova A.A., Bondarev S.A. Espacios. 2020. Т. 41. № 27. С. 10–22.

Термин «эмоциональное выгорание» был введен еще в 1974 году Гербертом Фрейденбергером в связи с проявляющимся эмоциональным истощением нервной системы специалистов, занятых в определенной области [1; 2].

Первоначально профессиональное выгорание рассматривалось как «плата за сочувствие», а затем превратилось «в болезнь коммуникативных профессий», отмечает в своих работах В.Е. Орел [3–5]. Однако со временем данное явление стало все больше изучаться, различными учеными предлагались теории и факторы, влияющие на профессиональное выгорание. В период пандемии COVID-19 интенсивность и количество случаев профессионального выгорания врачей значительно участились, что потребовало отдельного изучения наиболее стрессогенных факторов и принятия мер, повышающих качество труда и жизни медицинского персонала, задействованного в борьбе с инфекцией.

Исследование видов профессионального выгорания было проведено у врачей различных специальностей ГБУЗ г. Москвы «Городская клиническая больница ДГКБ им. Н.Ф. Филатова» в конце 2020 года при помощи нескольких методик: анонимного опроса, личностного опроса, метода экспертных оценок и онлайн-тестирования.

Всего было охвачено 180 врачей, медсестер, волонтеров, студентов-медиков, задействованных в борьбе с пандемией, и другого медицинского персонала ДГКБ им. Н.Ф. Филатова, далее были проведены расчеты предельной ошибки выборки и проверка достоверности полученных результатов опроса. С вероятностью ошибки в 0,05 полученные данные показали следующие результаты [6; 7].

Опрошенная репрезентативная выборка врачей и медицинского персонала распределилась по типам профессионального выгорания следующим образом (табл. 1).

В 2020 году в период пандемии COVID-19 превалирующее число анонимно опрошенного медицинского персонала продемонстрировало увеличение случаев наступления более поздних и серьезных стадий профессионального выгорания. Так, если до пандемии около 31% от репрезентативной выборки были подвержены начальной фазе выгорания и ее симптомам (потеря идеализма, концентрация на собственных желаниях, неутоленная жажда признания, наличие зависти, проблемы с партнерами, конфликты с детьми), то с наступлением пандемии, с одной стороны, сократилось количество медицинского персонала на начальной стадии профессионального выгорания, но возросло по многим другим. Так, стадию сниженной заинтересованности проявили более 12% выборки (против 10,91% в 2019 году), эмоциональные реакции и присвоение чувства вины показали более 19% от опрошенных (против 14,95% в 2019 году), стадия редукции оказалась присущей более 15% специалистов (против 14% в 2019 году), психосоматические реакции характерны для 18,5% опрошенных (против 14,6% в 2019 году). Данное положение можно продемонстрировать графически (рис. 1).

Для Цитирования:
Рудакова Елена Николаевна, Арифджанова Малохат Абдугобаровна, Синдром профессионального выгорания в системе управления персоналом организаций здравоохранения. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: