По таким жизненным показателям, как склонность к сердечно-сосудистым и нервно-психическим заболеваниям, число разводов или неблагополучных браков, распространенность суицидов, наркомании и алкоголизма, медицинские работники вышли на одно из самых первых мест среди других профессиональных групп. Причины этих негативных явлений в среде медицинских работников следует искать в самой их деятельности, которая создает ситуацию эмоционального стресса. В связи с этим вопрос о физическом и психическом здоровье медицинских работников, в том числе и медицинских сестер, их профессиональном долголетии становится все более важным и актуальным [1].
Термин «синдром эмоционального выгорания» был сформулирован в 1974 г. американским психологом Фрайденбергом. Определения данного термина достаточно разнообразны — это «долговременная стрессовая реакция, возникшая вследствие продолжительных стрессов различной степени интенсивности»; «состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере» и др.
Общими факторами, влияющими на развитие данного синдрома, являются:
• социально-демографические (пол, возраст, психологический климат в семье и др.);
• профессиональные (место работы, специальность, стаж работы, заработная плата и т. п.);
• личностные факторы (эмоциональная устойчивость, фрустированность и доминантность).
Кроме того, стресс на рабочем месте чаще всего формируется из-за несоответствия между личностью и предъявляемыми к ней требованиями и является ключевым компонентом синдрома эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания характеризуется чувством хронической усталости, эмоциональным истощением и опустошенностью, сменой настроения, раздражительностью, неудовлетворенностью работой, толерантностью к просьбам пациентов о поддержке и помощи, грубостью, депрессией, личностной отстраненностью, нарушением межличностных отношений на рабочем месте, конфликтами [3].
Немаловажное значение имеют и психологические компоненты «выгорания», такие как:
• эмоциональное истощение (чувство эмоционального перенапряжения, нехватка сил до конца смены и на следующий день);
• деперсонализация / обезличивание (чувство опустошенности, самоизоляции, потери интереса к общению, психологически неадекватная, раздраженная манера общения с окружающими);
• снижение самооценки значимости своих действий и принимаемых решений, чувство «провала».
В свою очередь, физические симптомы представлены раздражением, чувством усталости, разочарования в работе и в личной жизни, потерей самоуважения и уверенности в себе, снижением интереса к работе, усталостью и депрессией, чувством неадекватности, безнадежности и необъяснимой вины, частой сменой настроения, немотивированным беспокойством о будущем, чувством несостоятельности, безысходности, потерей веры в завтрашний день.
Также наблюдаются и поведенческие проблемы, они проявляются в немотивированной смене настроения, пренебрежении профессиональными и семейными обязанностями, снижении самокритичности, ограничении общения с друзьями и знакомыми, трудностях при общении с окружающими и сотрудниками.
Наиболее распространенные причины «выгорания» в паллиативной медицине включают в себя:
• психологическую неподготовленность медицинского персонала к формам и методам оказания паллиативной помощи;
• неизлечимый характер заболевания пациента;
• непредсказуемость течения болезни;
• большие психологические и физические нагрузки;
• этические проблемы взаимоотношений с больными в терминальном состоянии и их родственниками;
• отсутствие необходимых профессиональных знаний и навыков взаимоотношений с умирающими пациентами и их родственниками;
• личностное отношение к смерти в целом.
Исходя из вышесказанного, проведение профилактической работы среди медицинских сестер паллиативной службы следует начинать с диагностики (тестирования), которая способствует получению количественных данных и реальной картины состояния коллектива по эмоциональному выгоранию.
Известно, что в хосписе оказывают паллиативную помощь врачи и медицинские сестры, обладающие положительными качествами характера, — добротой, открытостью, тонкостью восприятия эмоционального состояния окружающих, эмпатией и др. Из-за того что работа с умирающими пациентами и их родственниками чрезвычайно сложна и требует больших душевных затрат, у медицинских работников постепенно происходит переосмысление собственной системы жизненных ценностей.
В ГКУЗ «Ульяновский областной «ХОСПИС»» на протяжении нескольких лет ведется плановая психологическая диагностика медицинского персонала с целью выявления, предупреждения и профилактики синдрома эмоционального выгорания.
В приведенных данных, а именно по эмоциональному выгоранию, жизненным ориентирам, самоактуализации, самооценке, на протяжении трех лет прослеживается положительная тенденция снижения важных показателей, что дает возможность говорить о том, что в хосписе эффективно проводится целенаправленная работа по профилактике синдрома эмоционального выгорания.
В медицинской организации профилактика синдрома эмоционального выгорания может быть представлена:
• специальными занятиями специалистов с медицинским психологом на обучающих семинарах, тренингах, круглых столах и т. д.;
• индивидуальными консультациями по коррекции личностных особенностей, а также семейных проблем;
• развитием специальных знаний по клиническим вопросам оказания паллиативной помощи путем проведения тематических конференций;
• постоянным обменом опытом стажированных медицинских сестер с молодыми коллегами;
• соблюдением здорового образа жизни (сбалансированное регулярное питание, физические упражнения, сон);
• проведением досуговых мероприятий (посещение театров, выставок, концертов, выезд на природу);
• временем на любимые занятия;
• обсуждением возникающих психологических проблем с коллегами по работе, друзьями, членами семьи;
• умением разделять личное и профессиональное пространство;
• адекватным распределением ответственности за работу;
• пониманием и сочувствием инкурабельному пациенту, которое основывается не на идентификации с ним, а на позиции эмпатии;
• оценкой психологического состояния пациента на различных этапах его лечения;
• оценкой профессиональных возможностей специалиста;
• созданием благоприятного психоэмоционального климата в коллективе;
• расширением информированности медицинских сестер о том, как общедоступными методами помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность;
• повышением коммуникативных умений с помощью активных методов обучения (социально-психологические тренинги, деловые игры);
• культивированием интересов, не связанных с профессиональной деятельностью, внесением разнообразия в свою работу;
• открытостью новому опыту, расширением кругозора, чтением не только специальной, но и другой литературы [2].
Кроме того, организовывая работу по предупреждению формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер паллиативной службы, следует учитывать индивидуальные факторы специалистов, такие как:
• возраст;
• высокий уровень ожидания результатов своей профессиональной работы;
• высокий уровень преданности моральным принципам работы;
• проблема ответить на просьбу отказом и сказать «нет»;
• склонность к самопожертвованию;
• тенденция быть только «отдающим» и не принимать помощь от других.
Формируя профилактические мероприятия, направленные на синдром эмоционального выгорания, нельзя не учитывать ситуационные факторы, которые проявляются в чрезмерной профессиональной нагрузке, слабой подготовленности к роли ухаживающего за терминальным больным, недостаточном понимании должностных обязанностей, межличностных конфликтах с коллегами, пациентами, их родственниками и членами своей семьи.
Таким образом, прежде чем организовывать профилактическую работу, следует провести психодиагностику (тестирование медицинского персонала) и, основываясь на полученных данных, вести работу с медицинским персоналом, как индивидуальную, так и групповую.
Системная работа по профилактике призвана способствовать формированию психологической компетентности медицинских работников, оптимизации профессиональной нагрузки, повышению стрессоустойчивости, что плодотворно отразится на качестве трудовой жизни коллектива.