По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 398.32

Символика мест исполнения желаний и магическое мировосприятие

Громов Дмитрий Вячеславович ФГБУН «Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Российской Академии наук», Россия, 119991, Москва, Ленинский просп., 32а. E-mail: gromovdv@mail.ru
Громова Алла Витальевна ФГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Россия, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4. E-mail: gromovaav@mail.ru

В современном обществе, несмотря на развитие научных знаний и техники, сохраняется интерес к магическим практикам. Этот интерес выражается в формировании ритуальных практик, связанных с получением различных благ: здоровья, безопасности, деторождения, успеха и т. д. В частности, в городах за последние десятилетия интенсивно формируется почитание объектов городского ландшафта, дарующих удачу. Хотя исполнители обрядов далеко не всегда рефлексируют это, но такие объекты несут символику, соответствующую потребностям контагиозной и симпатической магии: эта символика связана с богатством, удачей, близостью к Богу, природностью, нахождением в центре и т. д. Такие объекты являются медиаторами общения людей со сверхъестественными силами. Однако, признавая интерес людей к обеспечению своего будущего с помощью магических практик, необходимо также признать, что рассмотренные обряды в большинстве случаев имеют игровой характер.

Статья поступила 28.03.2018 г.

Литература:

1. Архипова А., Фрухтманн Я. «Приманю деньги быстро и дешево»: Денежная магия в современной России // Фетиш и табу: Антропология денег в России / Сост. А.С. Архипова, Я. Фрухтманн. — М.: ОГИ, 2013. — C. 17–71.

2. Громов Д.В. Манипуляции с деньгами в спонтанных городских практиках // Фетиш и табу: Антропология денег в России / Сост. А.С. Архипова, Я. Фрухтманн. — М.: ОГИ, 2013. — C. 147–161.

3. Громов Д.В. Святая Софья Новодевичьего монастыря: кто она и откуда? / Д.В. Громов // Фольклор XXI века: Герои нашего времени. — М.: ГРЦРФ, 2013. — С. 61–71.

4. Громов Д.В. Одесса: места исполнения желаний // Человек в истории и культуре. Мемориальный сборник научных работ в память лауреата Государственной премии Украины, академика РАЕН, профессора, доктора исторических наук, Владимира Никифоровича Станко / Отв. ред. А.А. Пригарин. — Одесса: Ирбис, 2017. — С. 444–465.

5. Красиков М.М. «Шара, приди! Шара, приди! Шара, приди!» (Об одном современном студенческом ритуале.) // Народна культура украïнцiв: Життєвий цикл людини. Iсторикоетнологiчне дослiджения: У 5-ти тт. Т. 2. Молодь. Молодiсть. Молодiжна субкультура. — Киïв: Дулiби, 2010. — С. 389–431.

6. Лисюк Н.А. Постфольклор в Украïнi. – К.: Агентство «Украïна», 2012.

7. Приметы Санкт-Петербурга // Сайт «Привет, Питер». [Электронный ресурс]. — URL: http://www.hellopiter.ru/Primeti.html (Дата обращения 01.03.2018).

8. Щепанская Т.Б. Кризисная сеть: (Традиции духовного освоения пространства) / Т.Б.  Щепанская // Русский Север: К проблеме локальных групп. — СПб., 1995. — С. 110–176.

Богатство — 14 объектов, 9 %

Один из самых частых мотивов в символике «мест исполнения желаний» — мотив программирования богатства.

Для инициирования обогащения устанавливаются интерактивные скульптуры «символических» богатых людей: в Ростове-на-Дону таков купец, нужно потереть кошель у него на животе; в Екатеринбурге — банкир, нужно потереть его перстень; в Благовещенске — торговец-челнок, нужно кинуть монетку ему в поясную сумку; в Днепропетровске — бизнесмен, нужно посидеть у него на коленях, прикоснувшись к деньгам в его вытянутой руке; в Санкт-Петербурге — менеджер (потереть кольцо) и Остап Бендер, нашедший стул с сокровищами, на этот стул можно присесть1. К этому же ряду относится изображение бога Меркурия на памятнике Ришелье (Одесса), потирают мешочек с деньгами в его руке (подробнее: [4]).

Показательный пример программирования денежного успеха — памятники деньгам и манипуляции с объектами, изображенными на денежных купюрах. В Томске установлен памятник «Деревянному рублю». В Красноярске — Памятник червонцу, поскольку на десятирублевой купюре изображены красноярские достопримечательности. Магическое значение достопримечательностей Ярославля высоко еще и потому, что они находятся на кулюре с «круглым» номиналом: «На купюре номиналом в 1000 рублей изображены достопримечательности г. Ярославля: памятник Ярославу Мудрому, часовня Казанской богоматери, церковь Богоматери Печерской, Спасо-Преображенский монастырь. Соответственно, возникла традиция, c которой приезжающих знакомят ярославские экскурсоводы: для получения достатка надо встать под мостом, откуда открывается вид на эти достопримечательности, и показать реальным объектам купюру с их изображениями» [1, С. 26]. Кроме того, часовня Казанской Божьей Матери посещается молодоженами, удачливость здесь обусловливается киданием монет в колокол.

Устанавливаются памятники не только деньгам, но и кошелькам (Краснодаре, Петрозаводске). Некоторые из этих объектов порождают ритуальные практики; так, в центре Сум установлен объект — сума, иллюстрирующая легенду о том, что здесь были обнаружены сумы с казацким золотом; для обретения богатства нужно кинуть внутрь монетку.

Для Цитирования:
Громов Дмитрий Вячеславович, Громова Алла Витальевна, Символика мест исполнения желаний и магическое мировосприятие. Вопросы культурологии. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: