По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Символический ресурс и символическая депривация: парадоксы региональной культуры

Фадеева Ирина Евгеньевна. ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина». Россия, 167001, Республика Коми, Сыктывкар, Октябрьский просп., 55, e-mail: iefadeeva@mail.ru
Сулимов Владимир Александрович. ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина». Россия, 167001, Республика Коми, Сыктывкар, Октябрьский просп., 55, e-mail: vasulimov@mail.ru

В настоящей статье рассматривается понятие символического ресурса («символического менеджмента»), которое, перейдя из области экономики в более широкую сферу общегуманитарных исследований, делает возможным определение уровня продуктивности-деструктивности культуры. Основным признаком деструктивности культуры (на примере Республики Коми) оказывается символическая депривация, проявляющаяся в недостаточной информационной и коммуникативной активности, ослаблении интеллектуальной и художественной деятельности, понижении социальной роли философско-культурологического дискурса.

Литература:

1. Арнасон Й. Коммунизм и  модерн  // Социологический журнал.  — 2011.  — № 1. — С. 10–35.

2. Делез Ж. Мая 68-го не было. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. — 96 с.

3. Кондаков И.В. Интерсубъективость культуры // Человек как субъект культуры / Отв. ред. Э. В. Сайко. — М.: Наука, 2002. — С. 152–186.

4. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. — М.: Московская школа политических исследований, 2002. — 320 с.

5. Хабермас Ю. Философский дискурс о  модерне.  — М.: Издательство «Весь мир», 2003. — 320 с.

6. Штомпка П. Модернизация как социальное становление (10 тезисов по модернизации) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2013. — № 6 (30). — С. 119–126.

7. Яковенко И.Г. Ментальность в структурировании субъекта и субъектности // Человек как субъект культуры / Отв. ред. Э. В. Сайко. — М.: Наука, 2002. — С. 130–178.

Статья поступила 09.01.2017 г.

Понятие символического ресурса («символического менеджмента») становится все более востребованным, перейдя из области экономики в более широкую сферу общегуманитарных исследований. Начиная со знаменитой книги под редакцией Л. Харрисона и С. Хантигтона «Культура имеет значение» (см. [4]), фактор культуры и ее символических оснований, определяющих характер социально-культурной и социально-экономической динамики, настойчиво требует не только пристального внимания к имеющимся в той или иной культуре ресурсам символизации, но выработки стратегий их конструирования.

Человек как субъект культуры существует не в реальном, а ирреальном мире, построенном на основании освоенного (интериоризированного) способа понимания социального пространства, избранном типе социально-культурной деятельности. Эта ирреальность является обязательным компонентом культуры, «присутствующим» в ней внутренне, скрытно — интрасубъективно. И. В. Кон- 7 даков справедливо указывает на интрасубъектиный характер и культуры, и культурных практик, которые в целом являются «продуктом истории культуры, нередко сконструированным самим субъектом (данным либо любым иным) этой культуры» [3. С. 156], притом, что динамизм культуры и эффективность индивидуальных культурных практик определяется не уровнем стандартности или «стабильности», а уровнем дифференциации интерпретационной составляющей процесса восприятия/понимания/порождения (при сохранении базовых интегративных культурных констант).

Восходящее движение индивида к большей субъективизации и индивидуализации — объективный процесс, закрепляющий и фундаментирующий процесс социально-культурного развития в его постиндустриальной и постмодернистской форме, реализующей принципиально нереализуемую и потому все еще нереализованную задачу «завершения» проекта модерна.

Это завершение не может происходить в том индустриально-массовом ключе, который был привычен для социокультурных процессов европейского типа в прошлые десятилетия (в том числе в России и в Республике Коми). Необходимо модернизировать, прежде всего, субъекта социокультурного пространства — каждого отдельного человека, поскольку «процесс индивидуализации и субъективизации раскрывается как общеисторическая необходимость …Дело в том, что доличностные и полуличностные модальности человека оказываются неэффективными в критически усложнившемся мире» [7. С. 151].

Для Цитирования:
Фадеева Ирина Евгеньевна., Сулимов Владимир Александрович., Символический ресурс и символическая депривация: парадоксы региональной культуры. Вопросы культурологии. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: