По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.018.46

Симуляционные технологии в последипломном медицинском образовании — залог формирования профессиональных компетенций специалиста

Меркушкина Светлана Александровна директор, кандидат медицинских наук, государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Мордовия «Мордовский республиканский центр повышения квалификации специалистов здравоохранения», 430000, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 66, E-mail: supk@moris.ru
Кочетовская Елена Александровна заведующая отделом инновационных технологий, кандидат медицинских наук, государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Мордовия «Мордовский республиканский центр повышения квалификации специалистов здравоохранения», 430000, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 66, E-mail: kochet_lena@mail.ru

Главная цель современного образования — формирование профессиональных компетенций, воспитание в человеке готовности и способности к быстрым, своевременным и эффективным действиям в его профессиональной деятельности. Для достижения этого выделяют три сущности: знание, понимание, действие, которые являются элементами компетентности, но последняя отличается еще наличием в ее составе ценностно-смысловой ориентации специалиста, его понимания ответственности за свои действия. Современное последипломное медицинское образование использует симуляционные технологии, которые позволяют достичь максимальной степени реализма при имитации разнообразных клинических сценариев, отработки технических навыков ухода за пациентом, проведения лечебных манипуляций, предполагающих высокие риски.

Литература:

1. Артеменко О.Н. Креативная образовательная среда как перспективное развитие педагогической прогностики / О.Н. Артеменко / Вестник педагогических инноваций. — 2011. — № 1. — С. 7–17.

2. Муравьёв К.А. Симуляционное обучение в медицинском образовании — переломный момент / К.А. Муравьев, А.Б. Ходжаян, С.В. Рой / Фундаментальные исследования. — 2011. — № 10 (часть 3). — С. 534–537.

3. Найговзина Н.Б. Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении / Н.Б. Найговзина, В.Б. Филатов, М.Д. Горшков, Е.Ю. Гущина, А.П. Колыш / М., 2012. — 112 с.

4. Свистунов А.А. Симуляционное обучение в медицине / А.А. Свистунов, М.Д. Горшков / М.: Издательство Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013. — 288 с.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 502 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».

Одной из основных задач модернизации российского здравоохранения и деятельности любой медицинской организации является повышение качества и доступности медицинской помощи. Непрерывное внедрение новых медицинских технологий диктует необходимость изменения качества и последипломного медицинского образования. Поэтому вопрос эффективной подготовки медицинских кадров является сегодня очень актуальным. В настоящее время признано, что совершенствовать подготовку специалистов позволят компетентностный подход к образовательной деятельности и реализация идеи непрерывного профессионального образования. Компетентность является одним из объектов измерения. Она относится к специальному умению, которое было приобретено и регулярно оценивается.

Непрерывное профессиональное образование подразумевает формирование и поддержание уровня компетентности на протяжении всей профессиональной жизни специалиста. Профессиональная компетентность, как результат обучения, стала одним из основных показателей качества подготовки специалиста в любой области человеческой деятельности как на базовом, так и на последипломном этапе, позволяющая решать, насколько специалист готов к самостоятельной профессиональной деятельности.

В условиях стремительности информационных потоков и их использования в качестве мощного средства коммуникации на первый план выдвигаются проблемы интеллектуализации общества, создания и внедрения новых технологий, основанных на эффективном использовании знаний как ресурса развития общества. Главной причиной, заставляющей обращаться к инновационной деятельности, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически каждому коллективу, оказывающему услуги в сфере образования. Педагогический коллектив ГАОУДПО Республики Мордовия «Мордовский центр повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием» (далее Центр) самостоятельно заботится о сохранении конкурентоспособности, отслеживает и прогнозирует ситуацию на образовательном рынке заказчиков образовательных услуг. Одной из важнейших задач постдипломного профессионального образования республики является подготовка компетентного специалиста, что требует создания и внедрения новых образовательных технологий, основанных на эффективном использовании процессов и механизмов, обеспечивающих непрерывность, сохранение и воспроизводство информационной деятельности. Формирование конкурентоспособного специалиста в современных условиях возможно только при внедрении и включении в образовательный процесс проблемно и методико-ориентированных инноваций, отвечающих требованиям, отраженным в программах и концепциях развития здравоохранения.

Для Цитирования:
Меркушкина Светлана Александровна, Кочетовская Елена Александровна, Симуляционные технологии в последипломном медицинском образовании — залог формирования профессиональных компетенций специалиста. Медсестра. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: