По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.09:615.478(571.56)

Симуляционные технологии в медицинском образовании: назревшая необходимость или красивая игрушка?

Пасечник Игорь Николаевич доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой анестезиологии и реаниматологии ФГБУ ДПО «УНМЦ» УД Президента РФ
Ломакин Никита Валерьевич кандидат медицинских наук, заведующий отделением кардиореанимации ФГБУ «ЦКБ с поликлиникой» УД Президента РФ
Скобелев Евгений Иванович кандидат медицинских наук, доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии ФГБУ ДПО «УНМЦ» УД Президента РФ
Рыбинцев Владимир Юрьевич кандидат медицинских наук, доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии ФГБУ ДПО «УНМЦ» УД Президента РФ
Блохина Наталья Викторовна ассистент кафедры анестезиологии и реаниматологии ФГБУ ДПО «УНМЦ» УД Президента РФ, e-mail: pasigor@yandex.ru

В статье обсуждаются вопросы обучения методам сердечно-легочной реанимации и интенсивной терапии врачей нереанимационных специальностей. Подчеркивается, что в настоящий момент сформировался новый инновационный этап обучения, находящийся между доклиническим и клиническим этапами — симуляционная клиника. Описываются преимущества использования симуляционных технологий в образовательном процессе.

Литература:

1. Горшков М.Д., Федоров А.В. Классификация симуляционного оборудования // Виртуальные технологии в медицине. — 2012. — № 2. — С. 21–30.

2. Евдокимов Е.А., Пасечник И.Н. Оптимизация образования в области неотложной медицины: роль симуляционных технологий // Медицинский алфавит. — 2013. — Т. 3. — № 17. — С. 8–13.

3. Евдокимов Е.А, Пасечник И.Н., Скобелев Е.И. Симуляционное обучение интенсивной терапии // Симуляционное обучение по анестезиологии и реаниматологии. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. — С. 110–143.

4. Пасечник И.Н., Губайдуллин Р.Р., Скобелев Е.И. и соавт. Роль симуляционной патогенетической среды при подготовке врачей анестезиологов-реаниматологов. // Виртуальные технологии в медицине. — 2014. — № 2 (12). — С. 8–13.

5. Flannery M.T., Zahorsky S. Simulation in residency training: a review // Creative Education. — 2014. — Vol. 5. — P. 31–35.

6. Rodgers D.L., Securro S.J., Pauley R.D. The effect of high-fidelity simulation on educational outcomes in an advanced cardiovascular life support course // Simul. Healthc. — 2009. — Vol. 4. — P. 200–206.

Сегодня повсеместно оказание помощи больным терапевтического профиля осуществляется согласно действующим стандартам. Рекомендации и протоколы регулярно пересматриваются на российских и зарубежных согласительных конференциях. Однако общей для всех специальностей является необходимость оказания неотложной помощи при возникновении жизнеугрожающих ситуаций, которые могут осложнить течение большинства терапевтических заболеваний. При возникновении критического состояния (например, анафилактического шока) или развитии клинической смерти стандартный алгоритм оказания помощи включает, в том числе, и вызов врача анестезиологареаниматолога. Но здесь и кроется главная ошибка, которая нередко приводит к гибели больного и возникновению конфликтных ситуаций с родственниками умершего и страховыми компаниями. В случае возникновения экстренной ситуации врач анестезиолог-реаниматолог прибывает, как правило, через 5–7 минут, что связано с локализацией соответствующих отделений в медицинских учреждениях, и это время зачастую совпадает с продолжительностью клинической смерти после остановки кровообращения. Эффективность оказания помощи при возникновении ургентной ситуации, а также выживаемость пациентов, зависят от степени подготовки врачей нереанимационных специальностей и среднего медперсонала, которые находятся рядом с больным и обязаны начинать оказывать помощь до прибытия специалистов. На вопрос готовы ли врачи-терапевты проводить интенсивную терапию, сердечно-легочную и мозговую реанимацию (СЛМР) в большинстве случаев можно ответить — нет. Наш опыт свидетельствует, что практически все выпускники медицинских вузов и практикующие врачи нереанимационных специальностей не знают протокола СЛМР и имеют смутное представление о методах интенсивной терапии. Манипуляционная составляющая также находится на низком уровне: отсутствуют навыки обеспечения проходимости дыхательных путей, проведения непрямого массажа сердца, обеспечения венозного доступа. Каждых из этих компонентов является важным как при проведении СЛМР, так и при критических состояниях. В рекомендациях Европейского совета по реанимации допускается установка надгортанных воздуховодов парамедиками, наши же доктора даже не знают что это такое. Подтверждением неподготовленности врачей общей практики к терапии ургентных жизнеугрожающих состояний является череда смертей произошедших в аэропортах РФ в 2014 г., которая также выявила и организационные проблемы оказания помощи. Не стоит забывать, что в стационарах и поликлиниках проводятся исследования, при которых риск осложнений повышен. В качестве примера можно привести нагрузочные пробы в кардиологии: велоэргометрия, тредмилметрия и т. д.

Для Цитирования:
Пасечник Игорь Николаевич, Ломакин Никита Валерьевич, Скобелев Евгений Иванович, Рыбинцев Владимир Юрьевич, Блохина Наталья Викторовна, Симуляционные технологии в медицинском образовании: назревшая необходимость или красивая игрушка?. Терапевт. 2015;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: