В июле – начале августа 2016 г. российская и мировая общественность были обеспокоены эпидемической вспышкой сибирской язвы на полуострове Ямал в 200 км от поселка ЯрСале Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа (рис. 1).
Вспышка возникла на фоне широкомасштабной эпизоотии среди северных оленей, причиной которой, по мнению ряда источников и многих других, следует считать аномально высокие температуры июня и июля 2016 г., способствовавшие вытаиванию спор сибирской язвы из многолетнемерзлых пород.
Мы не склонны к столь категоричным выводам.
Целью наших исследований явился всесторонний анализ ситуацию в районе эпидемической вспышки сибирской язвы; по возможности, на основании доступных нам источников информации, выявление ее причины, а также дана краткая характеристика этого заболевания.
История и этиология. Сибирская язва (anthrax, pustula maligna) – острое природно-очаговое заболевание, относящееся к группе особо опасных. Встречается на всех континентах. Известна с древних времен. Как самостоятельная болезнь (термин «нозологическая единица» тогда не употреблялся) она была описана русскими врачами А. Ешке и Н. Ножовщиковым в 1755–1760 гг. Русское название «сибирская язва» было дано штаб-лекарем С. Андреевским, который изучал это заболевание на Урале в 1788–1789 гг.
Возбудителем ее является бактерия Bacillus anthracis. Это довольно крупная палочка длиной до 8–10 нм и толщиной 1–1,5 нм. Вегетативные (бациллярные) формы способны образовывать капсулу, которая может покрывать как отдельные клетки, так и несколько. По Грамму окрашиваются положительно. Во внешней среде палочки при наличии кислорода образовывают споры, имеющие овальную форму.
Вегетативные формы весьма нестойки к воздействию внешней среды и дезинфицирующих средств. В трупах при отсутствии кислорода и воздействии гнилостной анаэробной микрофлоры бактерии погибают за несколько дней, не образуя спор. Споры же, напротив, очень устойчивы ко всем неблагоприятным воздействиям и в почве сохраняют жизнеспособность в течение многих десятилетий.