По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 792.01 DOI:10.33920/nik-01-2011-02

Шутовство и юродство как феномен русской культуры в контексте уличного городского театра

Федоренко Татьяна Николаевна ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», Россия, 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, д. 2, E-mail: 007dega@gmail.com

Данная статья посвящена осмыслению сущности феномена такого исключительного явления русской культуры, как уличный театр юродивых и шутов, в истории Российского государства.

Литература:

1. Вейс Г. История культуры народов мира. Великие христианские государства. Англия. Франция. Германия. XIV–XVI вв. / Г. Вейс. — М.: Эксмо, 2005. — 144 с.

2. Газо А. Шуты и скоморохи всех времен и народов / А. Газо. — СПб.: Паровая типография Трунова, 1898. — 312 с.

3. Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради. Юродивые восточной и русской церкви / И. Ковалевский. — М.: Издательство книгопродавца Алексея Дмитриевича Ступина, 1902. — 308 с.

4. Житии Христа ради Юродивых от века Богу угодивших / Коллектив авторов. — М.: Изд-во Братства «Духовный род Иосифа Исихаста», 2014. — 314 с.

5. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников / А.Я. Гуревич. — М.: Искусство, 1989. — 364 с.

6. Грунтовский А.В. Русский фольклорный театр / А.В. Грунтовский. — М.: Русский остров, 2013. — 456 с.

7. Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси / А.С. Фаминцын. — СПб.: Типография Арнгольда, 1889. — 195 с.

8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. — М.: Художественная литература, 1965. — 545 с.

1. Weiss G. History peoples of the world culture. The great Christian state. England. France. Germaniya. XIV–XVI century / G. Weiss. — Moscow: Eksmo, 2005. — 144 p.

2. Gazea A. Jesters and clowns of all time / A. Gazea. — St. Petersburg: Steam typography Trunov, 1898. — 312 p.

3. Kovalevsky I. The foolishness of Christ and for Christ's sake. Fools Eastern and Russian church / I. Kovalevsky. — M.: Publishing bookseller Alexei Dmitrievich Stupin, 1902. — 308 p.

4. Life of Christ for the sake of the holy fool from the beginning God pleased / Group of authors. — M.: Publishing Brotherhood “Spiritual race Hesychast Joseph”, 2014. — 314 p.

5. Gurevich A.Ya. Culture and Society Medieval Europe eyes of contemporaries / A.Ya. Gurevich. — M.: Art, 1989. — 364 p.

6. Gruntovsky A.V. Russian folk theater / A. Gruntovsky. — Moscow: Russian Island, 2013. — 456 p.

7. Famintsyn A.S. Skomorokhs Rus / A. Famintsyn. — St. Petersburg: Printing Arngolda, 1889. — 195 p.

8. Bakhtin M.M. Creativity Francois Rabelais and popular culture of the Middle Ages and Renaissance / M. Bakhtin. — M.: Fiction, 1965. — 545 p.

Статья поступила 18.06.2019

И шуты, и юродивые в истории уличного городского театрального действия на протяжении всей истории государства Российского играли важную и отнюдь не второстепенную роль. Явление же само по себе шутовства и юродивых на Руси имеет глубоко народные корни — по сути, и те, и другие были заступниками перед сильными мира сего за свой бедствующий и страдающий народ.

Недаром народная молва переименовала Покровский собор в Москве в храм Василия Блаженного. Несомненна также существующая на протяжении веков определенная связь традиций шутовства с традициями юродства, хотя существовало и множество различий у этих предводителей и зачинщиков уличных действ — юродство было более сакрально и духовно, это был огромный человеческий подвиг. Поэтому русский народ бережно хранит веками имена этих ничем не выдающихся, казалось бы, блаженных нищенствующих бродяг и попрошаек (казненный Алексеем Михайловичем юродивый Киприан с челобитной протопопа Аввакума; блаженный юродивый Исидор, ростовский чудотворец; блаженный юродивый Василий, московский чудотворец; блаженный юродивый Николай, псковский чудотворец; блаженные Пелагея и Параскева Дивеевские).

Рубежом относительно спокойной жизни шутовства и юродства на Руси стала церковная реформа патриарха Никона, после которой мнительный царь воспринял шутовство, скоморошество, юродство как личную угрозу и искренне возненавидел всех представителей уличного народного театра, издав в 1648 г. царскую грамоту, после которой сословие скоморохов почти перестало существовать.

Грубое и простое шутовство и юродство представляли в Средние века единственную соответствовавшую вкусам обычного городского люда форму развлечения, утехи, возможность услышать то, что боялись сказать, — все это заменяло пока для русского народа литературу и сценические зрелища.

Великий советский, а по сути, русский режиссер Андрей Тарковский необыкновенно воплотил образ шута в своем фильме «Андрей Рублев» («Мосфильм», 1966 г.), которого сыграл актер Ролан Быков. Здесь же мы можем увидеть обрядовые действа XV в. в ночь Иваны Купалы, когда языческие корни славян брали верх над всеми запретами общества и князей.

Для Цитирования:
Федоренко Татьяна Николаевна, Шутовство и юродство как феномен русской культуры в контексте уличного городского театра. Вопросы культурологии. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: