По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Шпицберген в современной внешней политике Российской Федерации

Слюняева Дарья Евгеньевна выпускница Дипломатической академии МИД России, сотрудник ФГУП «Государственный трест ''Арктикуголь''», г. Москва, E-mail: darya.slyunyaeva@yandex.ru

Шпицберген как часть Арктики играет важную роль в укреплении позиций России в Арктическом регионе. Арктика — один из региональных приоритетов внешней политики России. В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г. в качестве меры по развитию международного сотрудничества выделяется «обеспечение российского присутствия на архипелаге Шпицберген на условиях равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с Норвегией и другими государствами–участниками Договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г. ». Сегодня уникальная нормативно-правовая база, закрепляющая суверенитет Норвегии над архипелагом и дарующая право на осуществление хозяйственной деятельности другим странам–подписантам Договора, по-разному толкуется сторонами. Проблема Шпицбергена в настоящее время сводится к тому, что Норвегия стремится установить свой полный и абсолютный суверенитет над архипелагом, вводя ряд ограничительных мер и уклоняясь от обсуждения с другими подписантами возникающих в связи с этим проблем. В свете меняющегося мирового порядка Норвегия может инициировать полный пересмотр или же вовсе отмену Договора о Шпицбергене 1920 г., который представляет собой рудимент Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Страна может сослаться на прецедент — Парижскую конференцию 1920 г., на которой был утвержден Договор о Шпицбергене. Тогда документ был принят также в условиях меняющегося мирового порядка. В связи с этим Россия стремится укреплять свое присутствие на архипелаге как политическими, так и экономическими средствами.

Литература:

1. Договор о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г. //МИД РФ. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/multilateral_contract/51519/(дата обращения: 30.03.2021).

2. О послании министра иностранных дел России С. В. Лаврова министру иностранных дел Норвегии И. М. Эриксен Сёрэйде по случаю 100-летия подписания Договора о Шпицбергене//Официальный сайт МИД России. URL: https://www.mid.ru/web/guest/maps/no/-/asset_ publisher/f4MKo6byouc4/content/id/4019093 (дата обращения: 31.03.2021).

3. Порцель А. К. Шпицберген: политика, экономика, общество (XX в. — начало XXI в.)/А. К. Порцель. — Мурманск: Изд-во МГТУ, 2022. — 272 с.

4. Посол Норвегии: нас беспокоит усиление военной активности России в Арктике. 15.06.2020//Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/interview/717529 (дата обращения: 31.03.2021).

5. Heier T. Svalbard i en ny kald krig//High North News. 12.04.2019. URL: https://www.highnorthnews.com/nb/svalbard-i-en-ny-kald-krig (дата обращения: 31.03.2022).

6. Meld. St. 32 (2015–2016) Svalbard//Regjeringen.no. URL: https://www.regjeringen.no/no/dokumenter/meld.-st.-32–20152016/id2499962/?ch=1 (accessed: 09.06.2023).

1. Dogovor o Spitsbergene ot 9 fevralya 1920 goda. [The Spitsbergen treaty 1920]//MID Rossii [MFA of Russia]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_ contracts/multilateral_contract/51519/ (data obrashenia [accessed]: 30.03.2021).

2. O poslanii Ministra inostrannih del Rossii S. V. Lavrova Ministru inostrannih del Norvegii I. M. Eriksen Sereide po sluchau 100-letia podpisania Dogovora o Spitsbergene [On the message of the Minister of Foreign Affairs of Russia Sergey Lavrov to the Minister of Foreign Affairs of Norway I. M. Eriksen on the occasion of the 100th anniversary of the signing of the Svalbard Treaty]//MID Rossii [MFA of Russia]. URL: https://www.mid.ru/web/guest/maps/no/-/asset_ publisher/f4MKo6byouc4/content/id/4019093 (data obrashenia [accessed]: 31.03.2021).

3. Porzel A. K. Spitsbergen: politika, ekonomika, obshestvo (XX–XXI vek) [Spitsbergen: politics, economy, society (XX–XXI century)]. MGTU, 2022.

4. Posol Norvegii: nas bespokoit usilenie voennoi aktivnosti Rossii v Arktike [Ambassador of Norway: We are concerned about Russia's increased military activity in the Arctic]. 15.06.2020//Interfax. URL: https://www.interfax.ru/interview/717529 (data obrashenia [accessed]: 31.03.2021).

5. Heier T. Svalbard i en ny kald krig//High North News. 12.04.2019. URL: https://www.highnorthnews.com/nb/svalbard-i-en-ny-kald-krig (data obrashenia [accessed]: 31.03.2022).

6. Meld. St. 32 (2015–2016) Svalbard//Regjeringen.no. URL: https://www.regjeringen.no/no/dokumenter/meld.-st.-32–20152016/id2499962/?ch=1 (data obrashenia [accessed]: 09.06.2023).

Вплоть до 1920 г. вопрос о статусе Шпицбергена не был решен. Архипелаг оставался terra nullius. В 1919 г. на Парижской мирной конференции началась разработка проекта договора о Шпицбергене. 25 сентября проект был утверждён и направлен правительству Норвегии. Шпицбергенский трактат был подписан 9 февраля 1920 г. и вступил в силу 6 сентября 1924 г. В соответствии с этим договором Норвегия получила суверенитет над архипелагом и островами Медвежий, Надежда и др. Кроме того, все страны-подписанты также получили право осуществлять хозяйственную и научно-исследовательскую деятельность на островах на основе полного равенства [1].

Изначально СССР не являлся участником договора, поскольку Советская Россия официально объявила о том, что не признает его для себя юридически обязательным в связи с тем, что ее представители не были допущены к обсуждению и подписанию документа. Это можно объяснить дипломатической изоляцией страны в то время. Тем не менее, отношения с Норвегией продолжали поступательно развиваться, и единственным препятствием для вступления СССР в Договор было полное признание Советского Союза всеми странами-подписантами, что и произошло в 1935 г. Тогда же СССР стал полноправным участником Шпицбергенского договора.

В советское время СССР, по сути, доминировал в сфере угледобычи на Шпицбергене. В 1990-е гг. присутствие российской стороны на архипелаге стало стремительно сокращаться. Сегодня Россия стремится расширить свою деятельность в регионе, несмотря на попытки Норвегии воспрепятствовать этому.

В настоящее время Россия сталкивается с большим количеством ограничений в осуществлении своего присутствия на Шпицбергене.

Например, в 1977 г. королевство в одностороннем порядке объявило о введении вокруг Шпицбергена 200-мильной рыболовной зоны. Норвежские эксперты полагают, что Норвегия претендует на право устанавливать свою исключительную экономическую зону вокруг архипелага, однако она до сих пор воздерживается от конкретных мер, так как это вызывает протест со стороны стран, подписавших Шпицбергенскую конвенцию 1920 г. В Осло понимали, что архипелаг имеет особый международно-правовой статус. Вместо введения исключительной экономической зоны они создали рыбоохранную зону, которая не подпадает под действие ни одного международного договора. Российские исследователи считают, что Договор о Шпицбергене не дает оснований ни на установление Норвегией территориального моря Норвегии вокруг Шпицбергена, ни на установление Норвегией 200-мильной исключительной экономической (рыболовной, рыбоохранной и т. п.) зоны Норвегии вокруг Шпицбергена, ни для установления Норвегией континентального шельфа Норвегии вокруг Шпицбергена [3]. Введение этой зоны противоречит 3-й статье Договора о Шпицбергене, где говорится, что страны имеют свободный доступ в воды архипелага и занятию судоходным делом. Россия и ряд других стран, например Исландия, не согласны с такой политикой.

Для Цитирования:
Слюняева Дарья Евгеньевна, Шпицберген в современной внешней политике Российской Федерации. Дипломатическая служба. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: