По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253.52:616–092.12

«Школа здоровья» по улучшению качества жизни проктологических пациентов

Титова Е. Я. кандидат медицинских наук, доцент, ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е. А. Вагнера» Министерства здравоохранения РФ, 614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 26, E-mail: super.oziz@yandex.ru
Чернова И. И. студентка факультета клинической психологии и высшего сестринского oбразования, ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е. А. Вагнера» Министерства здравоохранения РФ, 614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 26, E-mail: super.oziz@yandex.ru

По специально разработанным программам изучены основные проблемы проктологических больных и сестринский процесс как составная часть улучшения качества жизни данной категории пациентов. По опроснику ВОЗ SF-36 проведена оценка эффективности работы сестринского персонала в «Школе здоровья» по улучшению качества жизни проктологических больных.

Литература:

1. Денисов И. Н. Общая врачебная практика. Внутренние болезни — интернология / И. Н. Денисов, Б. Л. Мовшович. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. — 496 с.

2. Евсина О. В. Качество жизни в медицине — важный показатель состояния здоровья пациента (обзор литературы) [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kachestvo-zhizniv-meditsine-vazhnyy-pokazatel-sostoyaniya-zdorovya-patsienta-obzor-literatury.

3. Инструкция по обработке данных, полученных с помощью опросника SF-36 [Электронный ресурс] // URL: https://xn--80ahc0abogjs.com/akusherstvo-ginekologiya/instruktsiya-obrabotke-dannyihpoluchennyih.html.

4. Новик А. А. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / А. А. Новик, Т. И. Ионова. 2-е изд-е / Под ред. акад. РАМН Ю. Л. Шевченко. — М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. — 320 с.

5. Опросник SF-36 (русскоязычная версия, созданная и рекомендованная МЦИКЖ) [Электронный ресурс] // URL:

6. Татькова А. Ю. К вопросу о методике оценки качества жизни, обусловленного здоровьем / А. Ю. Татькова, С. М. Чечельницкая, А. Г. Румянцев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2009. — № 6. — C. 46–51.

Понятие «качество жизни» введено в клинический обиход S. Levine, S. Groog (1982). Емкое определение качества жизни дал T. Jones (1997): «это соответствие желаний человека его возможностям, лимитированным заболеванием». Качество жизни — категория субъективная. Сам человек, а не врач определяет, насколько он удовлетворен своей жизнью [1]. По мнению А. А. Новик и Т. И. Ионовой, «качество жизни — это интегральная характеристика физического, социального и психологического функционирования больного, основанная на его субъективном восприятии» [4].

Собственно, «качество жизни» определяется прежде всего жалобами больного, его функциональными возможностями, восприятием больным жизненных изменений, связанных с заболеванием, уровнем общего благополучия, общей удовлетворенностью жизнью. Это понятие также включает способность сосредотачиваться, принимать решения, память, живость восприятия, сексуальную функцию, душевный комфорт [2]. Качество жизни, с одной стороны, характеризует здоровье населения, с другой — влияет на течение заболевания и результаты лечения [6].

Особая роль в улучшении качества жизни больного принадлежит медицинской сестре, которая в силу своих функциональных обязанностей большую часть времени находится рядом. Именно медицинская сестра замечает все изменения, происходящие в состоянии пациента, умеет успокоить его и облегчить ему страдания.

Цель данной работы — подготовить предложения по оптимизации деятельности сестринского персонала больницы по улучшению качества жизни больных с проктологическими заболеваниями.

Исследование проведено на базе отделения гнойной хирургии одной из больниц города Мурманска. На первом этапе по специально разработанной программе проведено социологическое исследование проктологических больных. Опрошено 60 пациентов с острым (21) и хроническим парапроктитом (39), что составило 100 % от числа данной категории больных, находившихся в отделении за изучаемый период (1,5 месяца). На втором этапе на основании изучения медицинской документации и опроса среднего медперсонала отделения определены проблемы внедрения качественного сестринского процесса в отношении данной категории больных. Опрошено 12 медсестер (100 %). На третьем этапе по опроснику ВОЗ SF-36 проведена оценка эффективности работы сестринского персонала в «Школе здоровья» по улучшению качества жизни проктологических больных. Опрошено 20 пациентов с парапроктитом (80 % от числа проходивших лечение в отделении во время данного этапа исследования). Ответы на 36 вопросов позволяют характеризовать физический (4 шкалы) и психологический (4 шкалы) компоненты здоровья респондентов. Показатели шкал могут варьироваться от 0 (минимальное функционирование) до 100 (максимальное функционирование) [3, 5].

Для Цитирования:
Титова Е. Я., Чернова И. И., «Школа здоровья» по улучшению качества жизни проктологических пациентов. Медсестра. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: