По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.12–007.61

Школа здоровья для больных сахарным диабетом

Тумаренко А. В. врач-кардиолог, Волгоград
Луньков М. В. врач-кардиолог, Волгоград
Меднова Д. А. врач-кардиолог, Волгоград
Скворцов В. В. д-р мед. наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, ГБОУ ВПО ВолгГМУ, E-mail: 1vskvortsov@gmail.com

Школа для больных сахарным диабетом и их родственников организовывается с целью повышения качества жизни пациентов, уменьшения риска возникновения тяжелых инвалидизирующих осложнений (слепоты, нарушения периферического кровообращения, хронической почечной недостаточности и др.), а также снижения финансовых затрат здравоохранения. Школа является современной формой организации работы с населением, направленной на профилактику возможных осложнений сахарного диабета.

Литература:

1. Аметов А. С. Избранные лекции по эндокринологии. — М.: МИА, 2009. — 544 с.

2. Дедов И. И. Рациональная фармакотерапия заболеваний эндокринной системы и нарушения обмена веществ. — М.:ГЭОТАР-Мед, 2013. — 1024 с.

3. Дедов И. И. Эндокринология. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.

4. Дедов И. И., Шестакова М. В. Сахарный диабет: острые и хронические осложнения. — М.: МИА, 2011. — 480 с.

5. Багрий А. В. Эндокринология. — М.: Эксмо, 2005. — 456 с.

6. Богданович В. Л. Интенсивная и неотложная терапия в эндокринологии. — М.; Н. Новгород: Медицинская книга, НГМА, 2000. — 435 с.

7. Ерофеев Н. П. Физиология эндокринной системы. — СПб.: Спецлит, 2013. — 80 с.

8. Кеннеди Л. Диагностика и лечение в эндокринологии: проблемный подход. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 304 с.

9. Кроненберг Г. М. Сахарный диабет и нарушения углеводного обмена. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 448 с.

10. Кузьмина О. А. Неотложные состояния в эндокринологии. — Белгород: БелГУ, 2005. — 42 с.

11. Кэттайл В. М., Арки Р. А. Патофизиология эндокринной системы. — М.: БИНОМ, 2010. — 336 с.

12. Мельниченко Г. А. Практическая эндокринология. — М.: «Практическая медицина», 2009. — 352 с.

13. Мкртумян А. М., Нелаева А. А. Неотложная эндокринология. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 128 с.

14. Потемкин В. В. Эндокринология: руководство для врачей. — М.: МИА, 2013. — 776 с.

15. Старостина Е. Г., Потемкин В. В. Неотложная эндокринология: руководство для врачей. — М.: МИА, 2008. — 400 с.

16. Холодова Е. А. Клиническая эндокринология: руководство для врачей. — М.: МИА, 2011. — 736 с.

17. Шустов С. Б. Клиническая эндокринология. — М.: МИА, 2012. — 632 с.

18. Шустов С. Б. Эндокринология в таблицах и схемах. — М.: МИА, 2010. — 656 с.

Сахарный диабет — хроническое заболевание, которое можно лечить, но, к сожалению, пока нельзя вылечить, поэтому он является серьезной проблемой для медицины всех стран из-за высокого уровня распространенности, инвалидизации населения, значительных затрат на его лечение [1].

Важнейшим аспектом лечения сахарного диабета и профилактики его осложнений является контроль уровня сахара в крови. Каждый диабетик должен понимать значение показателя глюкозы для состояния здоровья и регулярно его контролировать [2]. Для улучшения понимания болезни и важности уровня сахара в крови хорошо себя зарекомендовали школы для больных сахарным диабетом, где им объясняют основные факты о болезни [3].

На сегодня в мировой медицине общепризнано, что одним из наиболее прогрессивных подходов к решению проблем хронических заболеваний является организация системы обучения методам самоконтроля самих больных. И именно развитие обучения в диабетологии стало моделью для проведения аналогичной работы в области других хронических заболеваний. Еще в 1925 г. Эрнесто Рома в Португалии и одновременно с ним доктор Элиот Проктор Джослин в Америке начали создавать курсы по обучению больных, на которых производили в них важнейшие навыки с целью согласования инсулинотерапии, питания и режима физических нагрузок. Еще тогда в эффективности лечения был признан решающим ежедневный самоконтроль обмена веществ, который проводился непосредственно больным сахарным диабетом. Ученые всего мира с каждым годом всё чаще подтверждали, что осуществлять эффективное лечение диабета можно лишь в случае, когда больной правильно и своевременно сможет корректировать лечение в домашних условиях [4, 5].

Обучение больных направлено на нормализацию обменных процессов, ликвидацию острых и хронических осложнений, т. е. на содействие повышению качества жизни больных сахарным диабетом [6].

Создание школ для больных сахарным диабетом началось с проведения индивидуальных занятий и групповых лекций для стационарных больных.

Для Цитирования:
Тумаренко А. В., Луньков М. В., Меднова Д. А., Скворцов В. В., Школа здоровья для больных сахарным диабетом. ГЛАВВРАЧ. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: