Сахарный диабет — хроническое заболевание, которое можно лечить, но, к сожалению, пока нельзя вылечить, поэтому он является серьезной проблемой для медицины всех стран из-за высокого уровня распространенности, инвалидизации населения, значительных затрат на его лечение [1].
Важнейшим аспектом лечения сахарного диабета и профилактики его осложнений является контроль уровня сахара в крови. Каждый диабетик должен понимать значение показателя глюкозы для состояния здоровья и регулярно его контролировать [2]. Для улучшения понимания болезни и важности уровня сахара в крови хорошо себя зарекомендовали школы для больных сахарным диабетом, где им объясняют основные факты о болезни [3].
На сегодня в мировой медицине общепризнано, что одним из наиболее прогрессивных подходов к решению проблем хронических заболеваний является организация системы обучения методам самоконтроля самих больных. И именно развитие обучения в диабетологии стало моделью для проведения аналогичной работы в области других хронических заболеваний. Еще в 1925 г. Эрнесто Рома в Португалии и одновременно с ним доктор Элиот Проктор Джослин в Америке начали создавать курсы по обучению больных, на которых производили в них важнейшие навыки с целью согласования инсулинотерапии, питания и режима физических нагрузок. Еще тогда в эффективности лечения был признан решающим ежедневный самоконтроль обмена веществ, который проводился непосредственно больным сахарным диабетом. Ученые всего мира с каждым годом всё чаще подтверждали, что осуществлять эффективное лечение диабета можно лишь в случае, когда больной правильно и своевременно сможет корректировать лечение в домашних условиях [4, 5].
Обучение больных направлено на нормализацию обменных процессов, ликвидацию острых и хронических осложнений, т. е. на содействие повышению качества жизни больных сахарным диабетом [6].
Создание школ для больных сахарным диабетом началось с проведения индивидуальных занятий и групповых лекций для стационарных больных.