С 1 июля 2020 года начинают действовать поправки1 в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»2 . Эти новации включают в процесс совершенствования образовательных форм интересы не только учреждения высшего и среднего профессионального образования, но также тех организаций, которые в качестве партнеров могут взять на себя обеспечение практической подготовки обучающихся.
Переходный период со 2 декабря 2019 года, то есть дня обнародования Закона № 403-ФЗ, и по 1 июля 2020 года, дня вступления его в силу, позволяет оценить не только сегодняшнее состояние подготовки обучающихся в такой форме, но и нормативную базу, регламентирующую сетевые формы реализации образовательных программ. Кроме того, за это время на основе уже существующего практического опыта применения сетевых форм профильные министерства должны разработать и принять ряд новых документов, в частности положение о практической подготовке обучающихся и примерный договор, обеспечивающих применение поправок, указанных в Законе № 403-ФЗ. Также необходимо отменить те нормативные документы или их отдельные положения, которые через полгода утратят свою актуальность3 .
Цель исследования: изучение действующего законодательства, касающегося дальнейшего совершенствования практической подготовки специалистов в вузах и СПО.
Задачи исследования: обоснование необходимости расширения возможностей вузов и СПО, по совершенствованию сетевых форм практической подготовки с привлечением ресурсов частных партнеров, специализирующихся в соответствующих областях практической деятельности.
Исследования основаны на изучении действующего законодательства, касающегося дальнейшего совершенствования практической подготовки специалистов в вузах и СПО, мнений специалистов [1–7], правоприменительной практики.
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что, совершенствуя подготовку обучающихся в бюджетных образовательных организациях, государство намерено использовать преимущества как бюджетного, так и коммерческого секторов экономики. Как известно, механизм деятельности бюджетных учреждений определяется в первую очередь объективной ограниченностью бюджетных ресурсов, которые в соответствии с законодательством могут быть дополнены не только поступлениями из внебюджетных источников, но и ресурсами частных фирм, а также их практическими наработками в профессиональной среде.