По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.4

Сетевой анализ влияния санкций на финансово-экономическую деятельность авиатранспортной отрасли России

Фридлянд Александр Абрамович кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор, директор Центра научного обеспечения государственной политики в области гражданской авиации ФГУП «ГосНИИ ГА», 125438, г. Москва, ул. Михалковская, д. 67, к. 1, e-mail: info@aeroprogress.ru
Демин Сергей Сергеевич доктор экономических наук, профессор, профессор Московского авиационного института (национально-исследовательского университета), 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, e-mail: ssdemin@mail.ru
Столяров Николай Сергеевич заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук, кандидат философских наук, профессор, главный научный сотрудник Центра научного обеспечения государственной политики в области гражданской авиации ФГУП «ГосНИИ ГА», 125438, г. Москва, ул. Михалковская, д. 67, к. 1, e-mail: sns147@mail.ru

Санкционная политика, проводимая ныне целым рядом иностранных государств, стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Согласно мировому опыту, срок жизненного цикла международных санкций превышает 10–12 лет. Воздушный транспорт в этом плане не стал исключением. Проблемы закупок воздушных судов, подтверждения летной годности, выплаты лизингодателям, техническое обслуживание и ремонт иностранной техники стали ключевыми проблемами в финансовом положении отрасли. В статье проанализированы возможные подходы к оценке влияния санкций и ограничительных мер в отношении авиатранспортной отрасли. Предложена гипотеза минимизации влияния санкционных ограничений путем развития внутренних воздушных перевозок и перевозок через дружественные государства. Важным инструментарием проверки гипотезы является широко применяемая в научных исследованиях концепция центральности. Проведенный сетевой анализ в целом подтвердил рабочую гипотезу и позволил прийти к выводу о возможности развития гражданской авиации в условиях санкций и эффективности разработанных мер государственной поддержки.

Литература:

1. Путин предрек длительное санкционное давление Запада на Россию // Известия. — 04.04.2023. — IZ.RU.

2. Доклад «Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта в 2022 году, основных задачах на 2023 год и среднесрочную перспективу»: Росавиация, 10 марта 2023 года.

3. Алтухов А.В., Банникова В.А., Матвеев Е.О., Тищенко С.А. Оценка влияния международных санкций на отрасли российской экономики методом сетевого моделирования // Математическое моделирование, системный анализ. Economics and Management. — 2020. — № 26 (3). — С. 306–314.

4. Рейтинг направлений МВЛ (топ-10) российских авиакомпаний // Материалы IX конференции СВВТ, 2023.

5. Распоряжение Правительства РФ от 18.02.2023 № 398-р.

6. Росавиация не ожидает банкротства авиакомпаний // РИА «Новости». — 15.11.2022.

7. Демин С.С. Стратегическое управление развитием экономического потенциала воздушного транспорта: теория и практика: монография / С.С. Демин, А.А. Семенова, А.А. Фридлянд / Под ред. Н.С. Столярова. — М.: Русайнс, 2022. — С. 474.

Новые социально-экономические условия являются вызовом не только для авиатранспортной отрасли, но и для всей экономики Российской Федерации, в первую очередь для ее финансовой составляющей. В настоящее время в отношении нашей страны введено более 12,7 тыс. различных санкций и ограничений. Общее число санкций более чем на 15% превышает количество санкций, введенных в совокупности против всех остальных стран. С учетом данных вызовов требуется провести мобилизацию научно-производственного и экономического потенциала, перейти к ускоренному импортозамещению, в том числе в авиатранспортной отрасли, разработать новые, асимметричные подходы, отличающиеся эффективностью, низкой стоимостью и не требующие большого расходования финансовых ресурсов. Несомненно, при этом должны решаться главные задачи авиатранспортной отрасли: обеспечение связанности российских регионов и мобильности населения; поддержание необходимого уровня безопасности полетов; обеспечение технологического суверенитета; сохранение и укрепление кадрового потенциала.

Санкции и ограничения, принятые в отношении России, носят исключительный и дискриминационный характер. Президент Российской Федерации В.В. Путин еще год назад назвал их «безумными и бездумными», а ныне же, выступая 4 апреля 2023 года на заседании Госсовета по развитию промышленности в условиях санкций, отметил ожидаемое длительное санкционное давление Запада на Россию [1]. Распространение санкций поддерживается и некоторыми международными организациями, включая Международную организацию гражданской авиации (ICAO). При этом санкционные ограничения, направленные против стран, противостоящих Западу, вводятся на основе им же установленных правил, к международному праву отношения не имеющих.

Анализ введенных в отношении Российской Федерации санкций позволяет условно разделить их на виды:

• санкции, связанные с дипломатической деятельностью (разрыв дипломатических отношений, закрытие дипломатических представительств, заморозка активов в США, включение в SDN-списки);

Для Цитирования:
Фридлянд Александр Абрамович, Демин Сергей Сергеевич, Столяров Николай Сергеевич, Сетевой анализ влияния санкций на финансово-экономическую деятельность авиатранспортной отрасли России. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2023;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: