Новые социально-экономические условия являются вызовом не только для авиатранспортной отрасли, но и для всей экономики Российской Федерации, в первую очередь для ее финансовой составляющей. В настоящее время в отношении нашей страны введено более 12,7 тыс. различных санкций и ограничений. Общее число санкций более чем на 15% превышает количество санкций, введенных в совокупности против всех остальных стран. С учетом данных вызовов требуется провести мобилизацию научно-производственного и экономического потенциала, перейти к ускоренному импортозамещению, в том числе в авиатранспортной отрасли, разработать новые, асимметричные подходы, отличающиеся эффективностью, низкой стоимостью и не требующие большого расходования финансовых ресурсов. Несомненно, при этом должны решаться главные задачи авиатранспортной отрасли: обеспечение связанности российских регионов и мобильности населения; поддержание необходимого уровня безопасности полетов; обеспечение технологического суверенитета; сохранение и укрепление кадрового потенциала.
Санкции и ограничения, принятые в отношении России, носят исключительный и дискриминационный характер. Президент Российской Федерации В.В. Путин еще год назад назвал их «безумными и бездумными», а ныне же, выступая 4 апреля 2023 года на заседании Госсовета по развитию промышленности в условиях санкций, отметил ожидаемое длительное санкционное давление Запада на Россию [1]. Распространение санкций поддерживается и некоторыми международными организациями, включая Международную организацию гражданской авиации (ICAO). При этом санкционные ограничения, направленные против стран, противостоящих Западу, вводятся на основе им же установленных правил, к международному праву отношения не имеющих.
Анализ введенных в отношении Российской Федерации санкций позволяет условно разделить их на виды:
• санкции, связанные с дипломатической деятельностью (разрыв дипломатических отношений, закрытие дипломатических представительств, заморозка активов в США, включение в SDN-списки);