В российском образовании происходят сегодня серьезные изменения. Образование начинает рассматриваться как средство решения политических и экономических задач, что влечет перемены в содержании и форм перехода образования от стратегии передачи знаний, умений и навыков – к стратегии развития и формирования компетенций. Практика показывает, что отдельно взятое образовательное учреждение не может самостоятельно добиваться достижения необходимых результатов в развитии образования, а также не может обеспечить преемственность уровней образования [13]. Сетевое взаимодействие становится необходимым механизмом, работающим на повышение качества образования, объединение ресурсов образовательных учреждений и на решение комплекса социально-экономических задач.
Понятие сетевого взаимодействия в образовании и сети как новой формы организации образования появилось в контексте более широкой темы: инновационного образования и управления инновациями [7]. Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан через вариативность и открытость образования. О.М. Краснорядцева рассматривает взаимодействие вуза и общеобразовательных учреждений как «взаимодействие между образовательными средами с присущей им спецификой дидактических, воспитательных и развивающих компонентов, связанных между собой принципом непрерывности образования» [5. С. 98]. В.Ю. Соколов видит в образовательной сети как совокупность взаимодействующих субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью достижения образовательных целей и построения нового предметного и иного знания [12. С. 196]. Приведенные определения не противоречат также понятию, данному Н.С. Бугровой: «Сетевое взаимодействие – это новая культура совместной деятельности, предполагающая готовность к партнерству при сохранении своей уникальности, невоспроизводимости стержневых профессиональных компетенций, направленная на взаимовыгодность и реальный экономический и социальный эффект от сотрудничества заинтересованных сторон» [1].