По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371

Сетевое взаимодействие образовательных организаций: изменение содержания и задач совместной деятельности в контексте новой образовательной политики

А.А. Зобнина аспирант факультета психологии, ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»

В статье отражены результаты сравнительного анализа сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений Томской области, операторами которого выступали: Научный образовательный центр «Институт инноваций в образовании» НИ ТГУ (НОЦ) и Региональный центр развития образования Томской области (РЦРО). Материал для анализа был взят из программ мониторинга сетевого взаимодействия [14], материалов конкурса инновационных проектов, а также интервью с учителями и директорами образовательных учреждений.

Литература:

1. Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. канд. пед. наук. – Омск, 2009. – 178 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com.

2. Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы / под ред. Прозументовой Г.Н. – Томск: Изд-во Томск. ун-та. – 2002.

3. Демин В.В., Суханова Е.А. Сетевое взаимодействие исследовательского университета и системы общего образования: опыт и перспективы // Информатика и образование. – № 6. – ООО «Образование и информатика», 2015.

4. Классический университет – инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия (опыт гуманитарного исследования) / под ред. Прозументовой Г.Н. – Томск: Томск. гос. ун-т, 2008.

5. Краснорядцева О.М. Оценка прецедентов взаимодействия вузов и школ для развития инновационного потенциала личности // Взаимодействие вузов и школ для становления Открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления / под ред. Прозументовой Г.Н. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2013.

6. Прозументова Г.Н. Аналитические материалы региональной стратегической команды Томской области // Ключевые проблемы региональных образовательных систем: опыт анализа / под ред. Моисеева А.М. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002.

7. Прозументова Г.Н., Суханова Е.А. Становление образовательной сети: классический университет – инновационные школы // Современный университет – школа: прецеденты и феномены взаимодействия / под ред. Прозументовой Г.Н. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2007.

8. Разработка проектов концепции и программы «Использование потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования и развития Открытого образовательного пространства региона»: Отчет о НИР (заключительный) / НИ ТГУ; рук. Галажинский Э.В. – Томск, 2011.

9. Сетевое взаимодействие инновационных образовательных учреждений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.saripkro.ru/index.php.

10. Сетевые взаимодействия образовательных учреждений и организаций в процессе реализации образовательных программ. Проектирование и управление / Митрофанов К.Г. и др. – М.: Альянс Пресс, 2004.

11. Современный университет – школа: прецеденты и феномены взаимодействия: кол. монография / под ред. Прозументовой Г.Н. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2007.

12. Соколов В.Ю. Контексты построения сетевых образовательных программ в практике взаимодействия вузов и школ // Вестн. Томск. гос. ун-та – № 358. – ТГУ, 2012.

13. Соколов В.Ю., Суханова Е.А. Потенциал сетевых образовательных программ для повышения качества образования и формирования Открытого образовательного пространства региона // Взаимодействие вузов и школ для становления Открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления / под ред. Прозументовой Г.Н. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2013.

14. Суханова Е.А. Разработка и реализация сетевых образовательных программ как проблема организационных изменений в системе образования. // Вестн. Томск. гос. ун-та. – № 358. – ТГУ, 2012.

15. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

16. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. – № 53-ФЗ.

В российском образовании происходят сегодня серьезные изменения. Образование начинает рассматриваться как средство решения политических и экономических задач, что влечет перемены в содержании и форм перехода образования от стратегии передачи знаний, умений и навыков – к стратегии развития и формирования компетенций. Практика показывает, что отдельно взятое образовательное учреждение не может самостоятельно добиваться достижения необходимых результатов в развитии образования, а также не может обеспечить преемственность уровней образования [13]. Сетевое взаимодействие становится необходимым механизмом, работающим на повышение качества образования, объединение ресурсов образовательных учреждений и на решение комплекса социально-экономических задач.

Понятие сетевого взаимодействия в образовании и сети как новой формы организации образования появилось в контексте более широкой темы: инновационного образования и управления инновациями [7]. Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан через вариативность и открытость образования. О.М. Краснорядцева рассматривает взаимодействие вуза и общеобразовательных учреждений как «взаимодействие между образовательными средами с присущей им спецификой дидактических, воспитательных и развивающих компонентов, связанных между собой принципом непрерывности образования» [5. С. 98]. В.Ю. Соколов видит в образовательной сети как совокупность взаимодействующих субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью достижения образовательных целей и построения нового предметного и иного знания [12. С. 196]. Приведенные определения не противоречат также понятию, данному Н.С. Бугровой: «Сетевое взаимодействие – это новая культура совместной деятельности, предполагающая готовность к партнерству при сохранении своей уникальности, невоспроизводимости стержневых профессиональных компетенций, направленная на взаимовыгодность и реальный экономический и социальный эффект от сотрудничества заинтересованных сторон» [1].

Для Цитирования:
А.А. Зобнина, Сетевое взаимодействие образовательных организаций: изменение содержания и задач совместной деятельности в контексте новой образовательной политики. Юрист ВУЗа. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: