Сетевое взаимодействие педагогического университета с социальными партнерами стало атрибутивным признаком развивающегося вуза.
Действительно, университет в одиночку не может эффективно решать сложные системные проблемы как своей непосредственной производственной деятельности, так и социальные проблемы профессорско-преподавательского состава и студентов [3; 6; 7; 12; 19]. Так, например, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» реализовал проект по активизации практической направленности бакалаврской подготовки будущих учителей по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Государственный контракт № 05.043.12.0031 от 18.06.2014 г.) [4]. Проект был направлен на повышение эффективности учебной, производственной практики студентов благодаря использованию материально-технических и кадровых ресурсов организаций среднего профессионального образования. Реализация данного проекта подготовки учителей начальных классов предполагала организацию сетевого взаимодействия школ, вузов и ссузов.
В качестве примера сетевого взаимодействия вуза и школ по решению актуальных проблем образовательного процесса приведем сотрудничество ФГАОУ ВО «Национального исследовательского Томского государственного университета» с общеобразовательными организациями региона [14]. В сетевое взаимодействие были вовлечены учителя школ, вузовские педагоги преподаватели дополнительного педагогического образования, представители регионального и муниципального управлений образования.
В результате реализации стартового этапа проекта были открыты Научно-образовательный центр «Институт инноваций в образовании» и школылаборатории инновационного образования: «Эврика-развитие», «Школа совместной деятельности» (СОШ № 49) и «Северская гимназия» [17, с. 20]. Результаты долговременного исследования были обобщены и представлены в пособии «Взаимодействие вузов и школ для становления открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления» [5].
Так, было признано, что многие томские школы сотрудничают с университетами по ключевым векторам: «участие школьников в олимпиадах, конкурсах и конференциях, профориентация, довузовская подготовка старшеклассников, повышение квалификации педагогов, практика студентов, профильное обучение в дистанционных программах вузов, научное руководство инновационной деятельностью образовательных учреждений, организация летнего отдыха школьников» [5, с. 20].