По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.072

Сетевое взаимодействие как эффективный механизм развития вуза

А.А. Арасланова доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ «Сургутский государственный педагогический университет»

В статье рассматриваются возможности сотрудничества вуза с другими организациями на основе сетевого взаимодействия. Представлен реальный опыт такого партнерства на примере педагогических вузов. Дана оценка влияния сетевого взаимодействия на развитие вуза, а также указан ряд проблем, мешающих реализации совместных проектов.

Литература:

1. Арасланова А.А. Генезис института социального партнерства как идеологии и технологии согласования взаимовыгодного взаимодействия / А.А. Арасланова, С.Г. Воровщиков // Педагогическое образование и наука. — 2020. — № 1. — С. 17–22.

2. Арасланова А.А. Личностно-профессиональное развитие молодых специалистов: организационно-педагогическое сопровождение/ А.А. Арасланова, С.Г. Воровщиков // Инновационная деятельность в образовании: Мат. XVIII Международ. науч.практ. конф. — Ярославль-Москва: Канцлер, 2024. — С. 177–185.

3. Афанасьев В.В. Региональные образовательные проекты: проектирование учебно-методического обеспечения на уровне общеобразовательной организации / В.В. Афанасьев, С.Г. Воровщиков, О.А. Любченко // Антропологическая дидактика и воспитание. — 2022. — Т. 5, № 6. — С. 31–45.

4. Бахор Т.А. Деятельностный подход в обучении будущих учителей начальных классов (прикладной бакалавриат) / Т.А. Бахор, О.Н. Зырянова, О.Б. Лобанова и др. // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6.

5. Взаимодействие образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления / Под ред. Г.Н. Прозументовой. — Томск: Томский государственный университет, 2013. — 196 с.

6. Воровщиков С.Г. Перед лицом перемен: перспективы взаимодействия педагогической теории и практики по решению инновационных проблем современного образования// Педагогическое образование и наука. — 2013. — № 2. — С. 103–109.

7. Воровщиков С.Г. Перспективные векторы развития системы дополнительного профессионального образования // Антропологическая дидактика и воспитание. — 2021. —Т. 4. — № 2. — С. 70–79.

8. Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология. — М.: ЦГЛ, 2005. — 320 с.

9. Воровщиков С.Г. Сетевое взаимодействие школы и профессионального сообщества как ресурс эффективного решения инновационных проблем // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 2. — С. 20–23.

10. Глубокова Е.Н. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике / Е. Н. Глубокова, И. Э. Кондракова. — URL: http:// kafedra-forum.narod.ru/index/0-39.

11. Зубарева Т.А. Использование сетевого взаимодействия для инновационного развития образовательных учреждений / Татьяна Александровна Зубарева: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.01. — Томск, 2011. — 24 с.

12. Любченко О.А. Замысел инфраструктурного проекта сетевого взаимодействия образовательных организаций общего и высшего образования / О.А. Любченко, С.Г. Воровщиков // Теория и практика проектного менеджмента в образовании: горизонты и риски: Материалы международ. науч.-практич. конф. Москва, 17 апреля 2020 г. — М.: ИППО, 2020. — С. 71–77.

13. Любченко О.А. Проектный менеджмент в образовании: дань моде или потребность в управленческом ресурсе / О.А. Любченко, С.Г. Воровщиков, А.П. Каитов // Теория и практика проектного менеджмента в образовании: горизонты и риски: Мат. Международ. науч.-практич. конф., Москва, 17 апреля 2020 г. — М.: ИППО, 2020. — С. 119–122.

14. Макарова Н.С. Сетевое взаимодействие школа — вуз как условие становления исследовательской компетентности учащихся: дис… магистра: Национальный исследовательский Томский гос. ун-т. — Томск. 2018. — 76 с.

15. Маковеева В.В. Сетевое взаимодействие как механизм интеграции образования, науки, производства и оценка его результативности / Виктория Владимировна Маковеева: автореф. дис. …канд. экон. наук: 08.00.05. — Новосибирск, 2013. — 24 с.

16. Межвузовский сетевой научно-исследовательский проект по проблеме «Разработка словаря-тезауруса системно-деятельностной педагогики» / Л.Г. Петерсон, Е.А. Суворина, С.Г. Воровщиков [и др.] // Непрерывное педагогическое образование.ru. — 2012. — № 1. — С. 61.

17. Прозументова Г.Н. Взаимодействие вузов и школ: потенциал гуманитаризации управления инновациями // Взаимодействие вузов и школ для становления открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления. — Томск, 2013. — С. 15–64.

18. Прудников В.В. Развитие инновационной среды на основе сетевых форм и способов интеграционного взаимодействия бизнеса и образования / Вячеслав Васильевич Прудников: автореф. дис. …канд. экон. наук: 08.00.05. — Орел, 2013. — 22 с.

19. Татьянченко Д.В. Образовательно-производственное партнерство как форма организации основного высшего и дополнительного профессионального образования / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Педагогическое образование и наука. — 2015. — № 5. — С. 115–123.

Сетевое взаимодействие педагогического университета с социальными партнерами стало атрибутивным признаком развивающегося вуза.

Действительно, университет в одиночку не может эффективно решать сложные системные проблемы как своей непосредственной производственной деятельности, так и социальные проблемы профессорско-преподавательского состава и студентов [3; 6; 7; 12; 19]. Так, например, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» реализовал проект по активизации практической направленности бакалаврской подготовки будущих учителей по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Государственный контракт № 05.043.12.0031 от 18.06.2014 г.) [4]. Проект был направлен на повышение эффективности учебной, производственной практики студентов благодаря использованию материально-технических и кадровых ресурсов организаций среднего профессионального образования. Реализация данного проекта подготовки учителей начальных классов предполагала организацию сетевого взаимодействия школ, вузов и ссузов.

В качестве примера сетевого взаимодействия вуза и школ по решению актуальных проблем образовательного процесса приведем сотрудничество ФГАОУ ВО «Национального исследовательского Томского государственного университета» с общеобразовательными организациями региона [14]. В сетевое взаимодействие были вовлечены учителя школ, вузовские педагоги преподаватели дополнительного педагогического образования, представители регионального и муниципального управлений образования.

В результате реализации стартового этапа проекта были открыты Научно-образовательный центр «Институт инноваций в образовании» и школылаборатории инновационного образования: «Эврика-развитие», «Школа совместной деятельности» (СОШ № 49) и «Северская гимназия» [17, с. 20]. Результаты долговременного исследования были обобщены и представлены в пособии «Взаимодействие вузов и школ для становления открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления» [5].

Так, было признано, что многие томские школы сотрудничают с университетами по ключевым векторам: «участие школьников в олимпиадах, конкурсах и конференциях, профориентация, довузовская подготовка старшеклассников, повышение квалификации педагогов, практика студентов, профильное обучение в дистанционных программах вузов, научное руководство инновационной деятельностью образовательных учреждений, организация летнего отдыха школьников» [5, с. 20].

Для Цитирования:
А.А. Арасланова, Сетевое взаимодействие как эффективный механизм развития вуза. Юрист ВУЗа. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: