По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 394 DOI:10.33920/nik-02-2501-05

Сетевая коммуникация: социальное взаимодействие как основная функция игр, «в которые играют люди»

Костина Анна Владимировна проректор по научной и издательской деятельности, доктор философских наук, доктор культурологии, профессор Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, 5, Эл. почта: Anna_Kostina@inbox.ru, ORCID: 0000-0002-7216-4157

В сетевом пространстве существуют собственные форматы общения. Они задаются цифровой средой, где передача и восприятие информации запаздывает, поступая в отсроченном режиме, а также письменной формой передачи сообщения, что в той же мере замедляет коммуникацию. Но сама функции чатового общения, несмотря на его перевод в знаковую форму, остается прежним — это социальная коммуникация. В статье показаны особенности общения в Сети, рассмотрены основные формы такого общения, раскрыта его связь с теми практиками, которым обучают психотерапевты.

Литература:

1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. [Электронный ресурс]. — URL: http://belkon.ru/content/view/437/9/

2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. — М.: Бомбара, 2024. — 576 с.

3. Дмитриева П. Чаты и их последствия. [Электронный ресурс]. — URL: https:// chat.kg/help/about_chats.html (дата обращения 28.08.2024).

4. Костина А.В. К проблеме соотношения цикличности и линейности времени мифа и массовой культуры // Мир психологии. — 2002. — №3 (31). — С. 146–157.

5. Костина А.В. Молодежная культура и фольклор // Знание. Понимание. Умение. — Электронный портал. — 2009. — № 4. [Электронный ресурс]. — URL: https:// zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina_Youth_Culture/ (дата обращения 28.08.2024).

6. Мальковская И.А. Знак коммуникации : Дискурсив. матрицы / И.А. Мальковская. М.: УРСС, 2004 (Тип. ООО Рохос). — 238 с.

7. Метальникова В. Общение в сети Интернет: специфика, участники, смысл. [Электронный ресурс]. — URL: http://narod-galeri.narod.ru/business07.html (дата обращения 28.08.2024).

8. Ольга Петрова // ВКонтакте [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/ wall392519734_3649 (дата обращения 28.08.2024).

9. Про правила форума [Электронный ресурс]. — URL: https://m.maybe.ru/ comb/forum.php?id=435336 (дата обращения 28.08.2024).

10. Трофимова Г.А. О чём пока молчит Рунет. // ГРАМОТА. [Электронный ресурс]. URL: https://gramota.ru/journal/stati/zhizn-yazyka/o-chem-poka-molchit-runet (дата обращения 28.08.2024).

1. Babaeva Yu.D., Voiskunsky A.E., Smyslova O.V. The Internet: Impact on Personality. [Electronic resource]. — URL: http://belkon.ru/content/view/437/9/

2. Bern E. People Who Play Games. Games People Play. — M.: Bombara, 2024. — 576 p.

3. Dmitrieva P. Chats and Their Consequences. [Electronic resource]. — URL: https:// chat.kg/help/about_chats.html (accessed 08/28/2024).

4. Kostina A.V. On the Problem of the Relationship between the Cyclicality and Linearity of Time of Myth and Mass Culture // The World of Psychology. — 2002. — No. 3 (31). — P. 146–157.

5. Kostina A.V. Youth Culture and Folklore // Knowledge. Understanding. Skill. — Electronic Portal. — 2009. — No. 4. [Electronic resource]. — URL: https://zpu-journal. ru/e-zpu/2009/4/Kostina_Youth_Culture/ (accessed on 08/28/2024).

6. Malkovskaya I.A. Communication Sign: Discursive. matrices / I.A. Malkovskaya. Moscow: URSS, 2004 (Type. OOO Rokhos). — 238 p.

7. Metalnikova V. Communication on the Internet: specifics, participants, meaning. [Electronic resource]. — URL: http://narod-galeri.narod.ru/business07.html (accessed on 08/28/2024).

8. Olga Petrova // VKontakte [Electronic resource]. — URL: https://vk.com/ wall392519734_3649 (date of access 08/28/2024).

9. About the forum rules [Electronic resource]. — URL: https://m.maybe.ru/comb/ forum.php?id=435336 (date of access 08/28/2024).

10. Trofimova G.A. What the Runet is silent about for now. // GRAMOTA. [Electronic resource]. URL: https://gramota.ru/journal/stati/zhizn-yazyka/o-chem-poka-molchitrunet (date of access 08/28/2024).

Общение в Сети характеризуется тем, что пользователи руководствуются в своих речевых действиях теми же социальными принципами, которые проявляются в реальных практиках. И это привело к формированию ряда принципов, которых придерживаются те, кто общается в Сети.

Первое. Право говорить и выступать как эксперт, к которому люди прислушиваются, не получается изначально, а завоевывается в процессе общения. Эта репутация формируется постепенно, так как никаких предварительных статусов нет, оценка реплик осуществляется сообществом — их могут поддержать или оставлять без реакции, в крайнем случае — даже подвергнуть «игнору» — сделав невидимыми реплики данного «чатника» другим участникам общения.

Исключения составляют те чаты, костяк которых составляют пользователи, знающие друг друга в реале и поддерживающие реальное общение в клубах, на вечеринках и т.п. Они лучше других понимают, о чем идет речь, так как обладают совместным вербальным и семантическим арсеналом. Их общение — привычные нарративы на тему «как дела?». И в данном пространстве эти «старожилы» выступают как сплоченная группа, как «киллеры», обладающие властными привилегиями и правом отчуждения из данного круга общения.

Второе. Порицается чуждое данному чату речевое поведение — ненормативная лексика, агрессивное поведение, использование больших букв, что приравнивается к крику, безадресные картинки, анекдоты, попытки быть умным и пустые рассуждения о смысле жизни. Часто открытие чата сопровождается предупреждениями: «Тот, чье поведение флудом, хамством, и т.д. достанет хотя бы ТРЕХ человек, и они ПОЖАЛУЮТСЯ — все, баста — негодяй больше никогда писать сюда не сможет. И умолять будет бесполезно» [9]. Конечно, изгнание из чата нельзя приравнять изгойству из общины — во-первых, можно найти новый чат, во-вторых, сменить ник и продолжать пребывать в этом. Но, как правило, языковой стиль поведения выдает чатника и он вновь подвергается обструкции [7].

Третье. Стиль общения в чатах подчиняется правилам устно-письменной речи, но речи бытовой, повседневной, не нацеленной на решение какого-либо вопроса. Это был просто обмен репликами, направленный на поддержание самого процесса (но не содержания) коммуникации. Эту коммуникацию назвать диалогом никак нельзя — то есть, с точки зрения лингвистики, любой обмен репликами является диалогом, однако с содержательной и герменевтической точки зрения — нет. Такой разговор не направлен на понимание позиции другого во всей полноте ее смыслов, более того, сама позиция и суть передаваемой информации при таком общении иногда выявить невозможно:

Для Цитирования:
Костина Анна Владимировна, Сетевая коммуникация: социальное взаимодействие как основная функция игр, «в которые играют люди». Ученый совет. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: