По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82–1/-9

Сетература: comment культуролога

Казакова Галина Михайловна. ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры». Россия, 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а, e-mail: kazakovagm@mail.ru

В статье с позиций культурологического подхода рассматривается актуальное явление современного литературного процесса — сетература, анализируются причины ее появления, характерные черты, преимущества и недостатки как самостоятельной жанровой формы и перспективы ее развития.

Литература:

1. Андреев А. CETERAтура как ее NET: от эстетики Хейана до клеточного автомата — и обратно. [Электронный ресурс.] // Сетевая словесность: URL: https:// www.netslova.ru/andreev/setnet/ (Дата обращения 07.12.2016).

2. Андреев А. Жидкое стекло. [Электронный ресурс.]  // Сетевая словесность: URL: https://www.netslova.ru/andreev/steklo/ (Дата обращения 07.12.2016).

3. Бабичева А. Сетература. [Электронный ресурс.] // Ежемесячный литературный журнал «Наша улица». — № 123(2). — Февраль 2010. URL: http://kuvaldnnu.narod.ru/2010/02/och-n-2010–2.html (Дата обращения 29.11.2016).

4. Дырдин А.А., Куранов А.О. Сетевая литература: потенциал и тенденции развития // Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 4. — С. 120–122.

5. Залевский Г. Сетература — феномен культуры. [Электронный ресурс.] // Проза. ру. URL: https://www.proza.ru/2005/12/13–298 (Дата обращения 29.11.2016).

6. Зубченко И. Литература и  сетература в  Рулинете  // Полярный вестник.  — 2007. — № 10. — С. 5–13.

7. Кононенко М. (Mr. Parker). Владимир ВладимировичТМ. — М.: КоЛибри, 2005. — 703 с.

8. Корнев С. «Сетевая литература» и завершение постмодерна. Интернет как местообитание литературы  // Новое литературное обозрение.  — № 32 (4/1998). — С. 29–47.

9. Малатов А. «Immoralist. Кризис полудня».  — М.: АСТ Жанры; АСТ Москва; Хранитель, 2007.

10. Марков А. Сетература: место сборки. [Электронный ресурс.] // URL: https:// www.nlobooks.ru/node/2911 (Дата обращения 30.11.2016).

11. Сетература // Современная русская литература (1990-е гг.- начало ХХI века). — СПб., М.. 2005. — С. 269–288.

12. Фрай М. Идеальный роман. — М.: Амфора, 2010. — 254 с.

13. Чемоданова Е.А. Сетература и Рулинет: Чтение в интернете: реальность или фантом // Библиотечное дело. — 2004. — № 11. — С. 9–12.

14. Шелли М. Паутина. — М.: Амфора, 2002. — 360 с.

15. Ширянов Б. Низший пилотаж. — М.: Изд. дом Ad Marginem, 2001. — 320 с.

16.  Schmidt H. Russisch literature in Internet: zwischen digitaler folklore und politischer propaganda. — Bielefeld: Transcript Verlag, 2011. — 734s. — (Transcript: Lettre).

Статья поступила 17.01.2017 г.

Сетература, неологизм от соединения слов «сеть» и «литература», — это экспериментальная «ветвь» литературного процесса, его синтетичная форма эпохи всеобщей интернетизации и информатизации, результат деформации социокультурного и литературного пространства как полей взаимодействия различных видов человеческой мысли и жизнедеятельности, итог изменения глобальной общественно-культурной парадигмы.

На наш взгляд, это не столько электронная версия «бумажных» литературных произведений (такое мнение довольно распространено в массиве научных исследований сетературы), а новая гибридная форма литературы, локальная и уникальная подсистема литературного пространства (в статике) и новый вектор литературного процесса (в динамике). Это первый тезис, который мы постараемся раскрыть в данной статье. И второй: безусловно, это явление не только и не столько литературоведческое, сколько социальное. А потому объективность изучения закономерностей его бытования необходимо с учетом социокультурного подхода.

Сетература — явление, зародившееся в конце ХХ в. на волне всеобщей компьютеризации и информатизации российского социокультурного пространства.

«Прародителями» сетературы стали электронные версии печатных литературных изданий. Электронная версия любого художественного произведения неизбежно видоизменяла его, влияла на структуру и дальнейшую судьбу, на возможности его восприятия и оценивания читательским сообществом и т. д. Сетература — это особая форма технологизации художественной жизни, для которой «материнской» средой становится именно глобальная сеть с ее неисчерпаемыми возможностями свободы и специфическими правилами взаимодействия сетевого сообщества. А потому сетература представляет собой уникальный жанр литературы с ранее неведомыми характеристиками, описываемыми специалистами в своеобразных терминах: «глобальный круглосуточный литературный салон» [5], «свободная генерация новых направлений» [4. С. 121], «место сборки» литературного процесса [10] и т. д.

Для Цитирования:
Казакова Галина Михайловна., Сетература: comment культуролога. Вопросы культурологии. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: