Статья поступила 17.01.2017 г.
Сетература, неологизм от соединения слов «сеть» и «литература», — это экспериментальная «ветвь» литературного процесса, его синтетичная форма эпохи всеобщей интернетизации и информатизации, результат деформации социокультурного и литературного пространства как полей взаимодействия различных видов человеческой мысли и жизнедеятельности, итог изменения глобальной общественно-культурной парадигмы.
На наш взгляд, это не столько электронная версия «бумажных» литературных произведений (такое мнение довольно распространено в массиве научных исследований сетературы), а новая гибридная форма литературы, локальная и уникальная подсистема литературного пространства (в статике) и новый вектор литературного процесса (в динамике). Это первый тезис, который мы постараемся раскрыть в данной статье. И второй: безусловно, это явление не только и не столько литературоведческое, сколько социальное. А потому объективность изучения закономерностей его бытования необходимо с учетом социокультурного подхода.
Сетература — явление, зародившееся в конце ХХ в. на волне всеобщей компьютеризации и информатизации российского социокультурного пространства.
«Прародителями» сетературы стали электронные версии печатных литературных изданий. Электронная версия любого художественного произведения неизбежно видоизменяла его, влияла на структуру и дальнейшую судьбу, на возможности его восприятия и оценивания читательским сообществом и т. д. Сетература — это особая форма технологизации художественной жизни, для которой «материнской» средой становится именно глобальная сеть с ее неисчерпаемыми возможностями свободы и специфическими правилами взаимодействия сетевого сообщества. А потому сетература представляет собой уникальный жанр литературы с ранее неведомыми характеристиками, описываемыми специалистами в своеобразных терминах: «глобальный круглосуточный литературный салон» [5], «свободная генерация новых направлений» [4. С. 121], «место сборки» литературного процесса [10] и т. д.