По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 618.2 (091) DOI:10.33920/med-10-2207-04

Сестринское медицинское образование в Оренбуржье в конце XX — начале XXI века

Каспрук Людмила Ильинична д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 1 Оренбургского государственного медицинского университета, Kaspruk61@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-2782-7916

12 мая отмечается Международный день медицинских сестер, которые составляют многочисленный и востребованный сектор медицинских работников. В конце XX — начале XXI века в Оренбургской области проводилась подготовка специалистов среднего медицинского звена по семи специальностям, ведущая из которых — «сестринское дело». В программах обучения выявлено увеличение количества теории более чем на 40 % при неизмененной производственно-профессиональной практике и снижении практической нагрузки около 20 %. Учебная нагрузка по специальным дисциплинам уменьшена на 7 %. При этом в программах ГОСТ повышенного уровня по специальности «сестринское дело» выражена клиническая направленность. На фоне введения новых дисциплин по сестринскому делу выявлена проблема целесообразности для будущей профессиональной деятельности, согласованности с требованиями к профессиональной компетентности специалиста — медицинской сестры. Выявлено, что увеличение учебной нагрузки направлено на решение задач улучшения качества подготовки сестринского персонала. Стандарты профподготовки определили необходимость учета факторов формирования спроса на сестринские медицинские услуги.

Литература:

1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0406 Сестринское дело (базовый уровень среднего профессионального образования). Квалификация — медицинская сестра. — М.: ГОУ ВУНМЦ, 2002. — 38 с.

2. Государственная программа развития сестринского дела в Российской Федерации // Медицинская помощь. — 1998. — № 2. — С. 3–8.

3. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0406 Сестринское дело (повышенный уровень среднего профессионального образования). Квалификация — медицинская сестра с углубленной подготовкой. — М.: ГОУ ВУНМЦ, 2004. — 47 с.

4. Двойников С. И. Состояние сестринского дела в России: перспективы развития // Главная медицинская сестра. — 2009. — № 1. — С. 9–16.

5. Каспрук Л. И. Некоторые результаты социологического исследования аспектов профессиональной ориентации медицинских кадров // Социология медицины. — 2020. — Т. 19. № 1. — С. 65–70.

6. Каспрук Л. И. Историко-медицинские аспекты становления и развития региональной общей врачебной практики // Справочник врача общей практики. — 2022. — № 12. — С. 55–61.

7. Контроль качества оказания первичной медико-санитарной помощи / М. А. Мурашко, А. Н. Шаронов, С. В. Ковалев, Н. О. Матыцин // Управление качеством в здравоохранении. — 2018. — № 1. — С. 8–12.

1. State educational standard of secondary vocational education. State requirements for the minimum content and level of training of graduates in the specialty 0406 Nursing (basic level of secondary vocational education). Qualification — Nurse. — M.: SEI VUNMC, 2002. — 38 p. (In Russ.)

2. Gosudarstvennaia programma razvitiia sestrinskogo dela v Rossiiskoi Federatsii [State program for the development of nursing in the Russian Federation] // Meditsinskaia pomoshch [Medical Assistance]. — 1998. — No. 2. — P. 3–8. (In Russ.)

3. State educational standard of secondary vocational education. State requirements for the minimum content and level of training of graduates in the specialty 0406 Nursing (advanced level of secondary vocational education). Qualification — nurse with indepth training. — M.: SEI VUNMC, 2004. — 47 p. (In Russ.)

4. Dvoinikov S. I. Sostoianie sestrinskogo dela v Rossii: perspektivy razvitiia [The state of nursing in Russia: development prospects] // Glavnaia meditsinskaia sestra [Chief Nurse]. — 2009. — No. 1. — P. 9–16. (In Russ.)

5. Kaspruk L. I. Nekotorye rezultaty sotsiologicheskogo issledovaniia aspektov professionalnoi orientatsii meditsinskikh kadrov [Some results of a sociological study of aspects of the professional orientation of medical personnel] // Sotsiologiia meditsiny [Sociology of Medicine]. — 2020. — Vol. 19. No. 1. — P. 65–70. (In Russ.)

6. Kaspruk L. I. Istoriko-meditsinskie aspekty stanovleniia i razvitiia regionalnoi obshchei vrachebnoi praktiki [Historical and medical aspects of the formation and development of regional general medical practice] // Spravochnik vracha obshchei praktiki [Reference Book of a General Practitioner]. — 2022. — No. 12. — P. 55–61. (In Russ.)

7. Kontrol kachestva okazaniia pervichnoi mediko-sanitarnoi pomoshchi [Quality control of primary healthcare] / M. A. Murashko, A. N. Sharonov, S. V. Kovalev, N. O. Matytsin // Upravlenie kachestvom v zdravookhranenii [Quality management in healthcare]. — 2018. — No. 1. — P. 8–12. (In Russ.)

Успешная деятельность отрасли здравоохранения, обеспечение доступности и качества медицинской помощи населению напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности среднего медицинского персонала. В связи с вышеизложенным предъявляются высокие требования к подготовке выпускника образовательной организации среднего профессионального образования.

Экономическая эффективность отрасли также зависит от уровня профессионализма, сформированности, общих и профессиональных компетенций в формате качественных профессиональных показателей специалиста данной отрасли [5]. Особенности заключаются в том, что в структуре программы профессиональное практическое обучение составляло 30–40 %, что связано с ослаблением взаимодействия медицинских учреждений как потенциальных заказчиков на экспертном уровне с образовательными учреждениями.

Вышеизложенное представлялось серьезной проблемой при определении основ профессиональной индустрии, учитывая практико-ориентированный характер медицинского образования. С целью выполнения стандартов обучения специалистов сестринского дела были созданы соответствующие учебно-методические и учебно-программные материалы, отвечающие стандартам подготовки специалистов сестринского дела: программное обеспечение и учебно-методические вспомогательные программы, документы, регламентирующие учебный процесс, организацию производственной/профессиональной практики и др. [4].

Цель: исследование профподготовки медицинских сестринских кадров в Оренбуржье.

Период исследования: конец XX — начало XXI века.

В период XX — начала XXI века специальность «сестринское дело» именовалась «медицинская сестра». Сюда же относится также лечебное дело (фельдшерское), акушерское дело. Качество медицинской помощи, несомненно, напрямую зависит от качества подготовки сестринского персонала.

В содержании учебных планов среднего медицинского профессионального образования по специальности «сестринское дело» [1, 2, 3] в указанный период происходит увеличение количества часов, предназначенных для изучения предметов общеобразовательного цикла. В 5,5 раза — на начальном и 6,6 раза — на продвинутом уровне. Причем в основном это происходит за счет следующих дисциплин:

Для Цитирования:
Каспрук Людмила Ильинична, Сестринское медицинское образование в Оренбуржье в конце XX — начале XXI века. Справочник врача общей практики. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: