По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08

Сертификация железнодорожной безопасности в ЕАЭС

В. М. Рудановский канд. техн. наук, E-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Рассматриваются положения Договора о Евразийском экономическом союзе в отношении безопасности на железнодорожном транспорте, особенно в части создания в государствах — членах ЕАЭС систем управления безопасностью (СУБ) и сертификации безопасности для обеспечения доступа к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта в рамках ЕАЭС. Эти положения сопоставляются с нормами права в законодательстве Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в области железнодорожного транспорта. Обосновывается необходимость корректировки Договора о ЕАЭС для достижения целей формирования единого транспортного пространства. В отличие от предписания Договора о ЕАЭС о закреплении всех требований к безопасности на транспорте в законодательстве государств — членов ЕАЭС, предлагается выделить и установить общие регулятивные рамки железнодорожной безопасности для всех железнодорожных сетей и перевозчиков государств — членов ЕАЭС, в том числе с учетом опыта Европейского союза.

Литература:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе. — Астана, 29 мая 2014 года. — 401 с.

2. Постановление Правительства РФ от 23.09.2015 №794 «О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта».

3. Общие подходы к требованиям по сертификату безопасности на железнодорожном транспорте и порядку его выдачи. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.03.2016 № 4.

4. Административный регламент Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче перевозчикам государств — членов Евразийского экономического союза сертификата безопасности в целях доступа к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Утвержден приказом Минтранса России от 15.06.2016 №156.

5. В России создадут единый порядок управления безопасностью движения поездов // Прессцентр Минтранса России. — 21.08.2018. — URL: https:/www.mintrans.ru/press-center/branch-news.

6. Транспортным компаниям предстоит внедрить системы управления безопасностью // Гудок | Грузовые перевозки. — 28.08.2018. — URL: https:/www.gudok.ru/content/freighttrans/1432480.

7. О некоторых вопросах осуществления доступа к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.07.2015 №626. — URL: https:/pravo.by/upload/docs/op/C21500626_1438376400.pdf.

8. Правила безопасности на железнодорожном транспорте. Утверждены приказом и. о. министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26.03.2015 №334 (последняя редакция утверждена приказом министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 05.08.2019 №615). — URL: https:/tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/ transport/id-V1500011602.

9. Директива (ЕС) №2016/798 Европейского парламента и Совета ЕС «О безопасности на железнодорожном транспорте» (переработанная редакция). — Страсбург, 11 мая 2016 года / Пер. на рус. яз. // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2020. — №4. — С. 44–64.

C 1 января 2015 года вступил в силу и начал действовать Договор о Евразийском экономическом союзе [1]. В настоящее время в созданный по этому договору Евразийский экономический союз (ЕАЭС) входят республики Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Российская Федерация. В ст. 86 указанного договора декларируется, что «в Союзе осуществляется скоординированная (согласованная) транспортная политика, направленная на обеспечение экономической интеграции, последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства на принципах конкуренции, открытости, безопасности, надежности, доступности и экологичности».

Договор содержит приложение №24 «Протокол о скоординированной (согласованной) транспортной политике» и два приложения к нему, одно из которых — приложение №2 «Порядок регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики» с двумя прилагаемыми к нему приложениями:

● приложение №1 «Правила доступа к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта в рамках Евразийского экономического союза»;

● приложение №2 «Правила оказания услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта в рамках Евразийского экономического союза».

Правила доступа, изложенные в приложении № 1, регулируют отношения перевозчиков и операторов инфраструктуры применительно к услугам инфраструктуры на таких ее участках, которые представляют собой часть инфраструктуры железнодорожного транспорта, прилегающую к стыку двух сопредельных инфраструктур государств — членов ЕАЭС в пределах установленного участка обращения локомотива. Что касается предоставления доступа к услугам инфраструктуры в границах всей территории государства — члена ЕАЭС, то регулирование отношений в этой сфере осуществляется в соответствии с законодательством данного государства — члена ЕАЭС.

С точки зрения обеспечения безопасности перевозочного процесса в межгосударственном железнодорожном сообщении существенным условием предоставления доступа к услугам инфраструктуры, согласно правилам, изложенным в приложении № 1, является наличие у перевозчиков:

Для Цитирования:
В. М. Рудановский, Сертификация железнодорожной безопасности в ЕАЭС. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: