Введение: Что такое ХАССП, для каких организаций он необходим, этапы внедрения, какие последствия ожидают за отсутствие данной системы, рассмотрим подробно данные вопросы.
Вопросы безопасности пищевых продуктов в РФ занимают первостепенное значение. Одним из способов обеспечить безопасность продукции для здоровья потребителя является внедрение системы ХАССП (HACCP), которая представляет собой систематизированный подход к идентификации, оценке и контролю рисков на всех этапах производства пищевых продуктов, от заготовки сырья до реализации конечному потребителю.
С 2011 г. внедрение принципов HACCP обязательно для пищевой сферы. Данное требование установлено положениями ТР ТС 021/2011 — главного пищевого регламента. Внедрение системы (сокращенное название — СМБПП) по стандарту ИСО 22000 позволяет установить критические контрольные точки производственного предприятия (далее по тексту — ККТ) для устранения проблемных и уязвимых мест в процессе изготовления продукции, а также последующего контроля соблюдения установленных ККТ, мониторинга производственного процесса, быстрого устранения потенциальных рисков и опасностей.
ХАССП — это инструмент, который помогает предприятиям пищевой промышленности обеспечивать безопасность своей продукции, выявлять и устранять потенциальные опасности на всех стадиях производственного цикла для снижения рисков пищевых отравлений и других заболеваний, связанных с употреблением некачественных продуктов.
Разработка документов в рамках стандарта HACCP — один из неотъемлемых этапов внедрения. Неправильное составление документации приводит к сбоям в работе СМБПП. Сертификация ХАССП в пищевой отрасли не является обязательным требованием. Однако внедрение принципов HACCP в организациях, выпускающих на рынок продукты питания, обязательное условие для законной деятельности.
Наличие сертификата ХАССП дает преимущества, например, демонстрирует потребителям, что компания заботится о качестве и безопасности поставляемых на рынок продуктов, что, в свою очередь, повышает доверие к торговой марке и лояльность покупателей.