По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Сенсорные игры на занятиях по природоведению для дошкольников и младших школьников

Иванова А.В. менеджер по организации мероприятий, Пензенский океанариум

Сенсорные игры, направленные на получение и анализ ощущений, получаемые от всех органов чувств, способствуют лучшему усвоению материала по природоведению, формированию личности ребёнка, критического мышления, активной жизненной позиции, базового доверия воспитанника к миру.

Пензенский океанариум был открыт для посетителей около 10 лет назад. Кроме непосредственной демонстрации живых экспонатов коллекции (80 видов экзотических рыб, среди которых скаты, акулы, гигантские арапаймы и электрический угорь и другие; 6 видов рептилий — черепахи и нильские крокодилы, 1 вид млекопитающих — азиатские выдры) перед нашей организацией встала задача просвещения гостей. И если изначально единственным видом просветительской работы были только обзорные экскурсии, то теперь мы можем предложить нашим посетителям широкий спектр услуг от показательных кормлений и тренингов, до специально снятых видеороликов и тематических занятий для детей. Для самых юных натуралистов при Пензенском океанариуме был открыт детский клуб «Малёк». Задача клуба в занимательной форме знакомить детей с животными океанариума и природными явлениями.

Готовя программу и занятия, мы очень хотели отойти от привычных карточек, текстов и картинок, тем более что самые младшие участники клуба ещё не умели читать, и запас внимания у них ещё был ограничен в соответствии с их возрастом. Мы решили попробовать рассказывать о наших питомцах при помощи сенсорных игр, объёмных фигурок животных, биологических коллекций, опытов, экспериментов, биомоделирования, экскурсий в океанариум, конечно. Мы постарались, чтобы дети получали знания не виде «готового блюда» — лекции, а добывали их сами. С нашей помощью, конечно, но всё равно сами, на своём опыте. Так, например, в группе «Почемучки» каждое название занятия — это ещё и проблемный вопрос — «Почему рыбы не тонут?», «Может ли черепаха выйти из домика?», на который мы отвечаем вместе, при помощи опытов, экспериментов, биомоделирования.

Ещё великий педагог Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что ум ребёнка на кончиках его пальцев. Маленький ребёнок стремится потрогать всё, до чего в состоянии дотянуться. Умение взаимодействовать с различными предметами, развитая мелкая и крупная моторика имеет решающее значение не только для формирования картины мира, но и для развития самого ребенка — его органов чувств, мозга, и, наконец, важнейшей отличительной особенности человека — речи. И родителям, и педагогам, и даже производителям игрушек об этом хорошо известно, поэтому так много игрушек для малышей, ориентированных на ощущения ребенка, и прежде всего тактильные.

Для Цитирования:
Иванова А.В., Сенсорные игры на занятиях по природоведению для дошкольников и младших школьников. Музей. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: