По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Семинар — часть нашей жизни…

Статья посвящена рассмотрению вопроса о роли семинаров в процессе обучения в вузе. Автор размышляет о видах и формах проведения семинарских занятий, о психологическом и педагогическом обеспечении их проведения. В статье предпринята попытка с точки зрения современного педагога рассмотреть меру и степень участия в семинаре педагога и студента.

из досье

Борис Рувимович Мандель, кандидат педагогических наук, профессор Российской академии естествознания, Doctor of science, honoris causa of International Academy of Natural History

Так и хочется начать традиционно: что такое семинар, как красиво звучит перевод с латыни («рассадник», вспомните слово «семена»…), как в далёких от нас древнегреческих, римских, восточных школах или их подобиях проводились такие занятия — диспуты и дискуссии, сообщения и комментарии, финальные заключения и поучения мудрецов-учителей.

Вот и начали с этого! Действительно, можно долго и красиво говорить о лекциях и семинарах, даже спорить о том, какая из форм обучения древней, что было, так сказать, первичным. О том, когда семинары прочно и, надеюсь, навсегда вошли в жизнь университетов и кто был знаменитейшим из всех проводивших семинары. А ведь всё это очень любопытно, интересно, познавательно — заглянуть бы на семинары в Саламанку или Болонью, в Сорбонну или Оксфорд. Вот оно — обучение настоящее, практическое, в высшей степени интерактивное: от теории — к практике, от запоминания — к воспроизведению, от принятия — к полемике, спору, научной борьбе… А главное, какое потрясающее свойство развиваться, в хорошем смысле приспосабливаться к своему времени, чуткое реагирование на всё новое (и в прогрессивном смысле, и совсем наоборот), своеобразная мимикрия, адаптация, выживание! Практика, практика, практика.

Вот и мы сегодня, те, кто посвятил себя высшей школе, науке, познанию, — мы точно знаем, что семинар — один из основных видов практических занятий как по гуманитарным, так и по техническим дисциплинам. Семинар сегодня по-прежнему средство развития у студентов подлинной культуры научного мышления. Семинар — это и средство, и цель углублённого изучения вузовской (да, кстати, и школьной) научной дисциплины, овладения методологией научного познания. И главное — обеспечение молодым людям возможности овладения навыками, умениями, профессиональными и общекультурными компетенциями использования теории применительно к особенностям изучаемой отрасли. А умение говорить, ясно и точно выражать свои мысли, идеи, умение спорить, полемизировать, отстаивать и защищать, аргументировать свою точку зрения?

Для Цитирования:
Борис Мандель, Семинар — часть нашей жизни…. Ректор ВУЗа. 2016;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: