По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.6:37.018.1 DOI:10.33920/pol-01-2003-07

Семейное неблагополучие как фактор развития девиантного поведения несовершеннолетних

Марина Георгиевна Солнышкина доктор социологических наук, профессор кафедры социальной работы, Маргарита Михайловна Лужкова, ФГБОУ ВО Московской области «Университет «Дубна» 141982, Московская область, г. Дубна, Университетская улица, д. 19, e-mail: margoluzhckowa@yandex.ru

Представленная статья посвящена проблеме девиантного поведения несовершеннолетних, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Целью данной работы является выявление корреляции семейного неблагополучия и отклоняющегося поведения детей и подростков. Изучаются факторы риска социальной дезадаптации детей, специфика семейного неблагополучия. Предлагается инновационный метод социальнопедагогической работы с детьми дошкольного возраста и их родителями с целью профилактики развития асоциального поведения.

Литература:

1. Агеева Л. Г. Социально-психологическая дезадаптация современных школьников и ее причины: монография / Л. Г. Агеева. — Ульяновск: УлГТУ, 2013. — С. 239.

2. Амбрумова А. Г. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида: учеб. пособие / А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко, В. В. Бергельсон — М.: Изд. Моск. НИИ психиатрии МЗ СССР, 1991. — С. 125.

3. Беличева С. А. Основы превентивной психологии: учеб. / С. А. Беличева. — М: «Социальное здоровье России», 2010. — С. 240.

4. Грецкая Ю. П. Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве / Ю. П. Грецкая // Молодой ученый. — 2018. — № 7. — С. 171.

5. Делейчук Л. Э. Неблагополучные семьи как источник социального сиротства и девиантного поведения детей / Л. Э. Делейчук, И. О. Берняева // Современные научные исследования и инновации. — 2017. — № 1. — С. 62.

6. Дивицина Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска: Краткий курс лекций для вузов. / Н. Ф. Дивицкая. — М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2008. — С. 145.

7. Зиннуров Ф. К. Педагогическая профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях социокультурной среды: дисс. д-ра пед. наук: защищена: 14.02.2015. — Казань: Изд-во Казан. гос. университета культуры и искусств, 2012. — С. 115.

8. Конева, О. Б. Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические аспекты / О. Б. Конева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. — 2010. — № 17 (193). — С. 15.

9. Кучиц Т. В. Девиации в социокультурном поведении подростков: дисс. … д-ра соц. наук: защищена 18.11.2008. — Екатеринбург: Издво Екатеринбургского гос. университета, 2008. — С. 47.

10. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. учрежд. высш. проф. образования / А. В. Мудрик [и др.] — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — С. 32.

11. Островская Т. В. Игровая методика введения детей в условия детского сада /Т. В. Островская // Психологическая наука и образование. — 2014. — № 3. — С. 99.

12. Пташинский И. А. Основные факторы семейного воспитания, дезадаптирующие детей и подростков / И. А. Пташинский // Вестник Таганрогского института им. А. П. Чехова. — 2014. — № 3. — С. 12.

13. Фомина О. В. Дисфункциональная семья и отклоняющееся поведение ребенка / О. В. Фомина // Психологическая газ. — 2016. — 3 июля. — С. 11.

14. Фурманов И. А. Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях: монография / И. А. Фурманов [и др.]; под науч. ред. И. А. Фурманова. — Брест: Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, Белорус. гос. ун-т. БрГУ, 2014. — С. 320.

15. Холостова Е. И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие, 3-е изд., перераб. и доп. /Е. И. Холостова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. — С. 78.

1. Ageeva, L.G. Sotsial'no-psikhologicheskaya dezadaptatsiya sovremennykh shkol'nikov i ee prichiny: monografi ya [Socio-psychological maladaptation of modern schoolchildren and its causes: monograph]. L.G. Ageeva. - Ulyanovsk: UlSTU, 2013. - p. 239.

2. Ambrumova, A.G. Sotsial'no-psikhologicheskaya dezadaptatsiya lichnosti i profi laktika suitsida: ucheb. Posobie [Socio-psychological maladaptation of personality and prevention of suicide: textbook]. A.G. Ambrumova, V.A. Tikhonenko, V.V. Bergelson – Moscow: Publishing House of Moscow Research Institute of Psychiatry, Ministry of Health of the USSR, 1991. - p. 125.

3. Belicheva, S.A. Osnovy preventivnoy psikhologii: ucheb. [Fundamentals of preventive psychology: textbook]. - Moscow: "Social health of Russia", 2010. - p. 240.

4. Gretskaya, Yu.P. Innovatsionnye tekhnologii sotsializatsii doshkol'nikov v obrazovatel'nom prostranstve [Innovative technologies of socialization of preschool children in the educational space]. Young scientist. 2018. № 7. p. 171.

5. Deleichuk, L.E. Neblagopoluchnye sem'i kak istochnik sotsial'nogo sirotstva i deviantnogo povedeniya detey [Dysfunctional families as a source of social orphanhood and deviant behavior of children]. L.E. Deleichuk, I.O. Bernyaev. Modern scientifi c research and innovation. - 2017. № 1. – p. 62.

6. Divitsina, N.F. Sotsial'naya rabota s det'mi gruppy riska: Kratkiy kurs lektsiy dlya vuzov [Social work with children at risk: A short course of lectures for universities]. - Moscow: Humanitarian Publishing Center "VLADOS", 2008. - p. 145.

7. Zinnurov, F.K. Pedagogicheskaya profi laktika i korrektsiya deviantnogo povedeniya podrostkov v usloviyakh sotsiokul'turnoy sredy: diss. …d-ra ped. nauk: zashchishchena: 14. 02. 2015 [Pedagogical prevention and correction of deviant behavior of adolescents in a sociocultural environment: thesis for a Doctor’s of Education degree: defended: 14. 02. 2015. F.K. Zinnurov. - Kazan: Kazan Publishing House of State University of Culture and Arts, 2012. - p. 115.

8. Koneva, O.B. Neblagopoluchnaya sem'ya i deviantnoe povedenie: sotsial'no-psikhologicheskie aspekty [Dysfunctional family and deviant behavior: socio-psychological aspects]. Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology. - 2010. No. 17 (193). p. 15.

9. Kuchits, T.V. Deviatsii v sotsiokul'turnom povedenii podrostkov: diss. … d-ra sots. nauk: zashchishchena 18. 11. 2008 [Deviations in the sociocultural behaviour of adolescents: thesis for a Doctor’s of Social Sciences degree: defended 18. 11. 2008]. T.V. Kuchits. - Yekaterinburg: Publishing House of the Yekaterinburg State. University, 2008. p. 47.

10. Mudrik, A.V. Sotsial'naya pedagogika: ucheb. dlya stud. uchrezhd. vyssh. prof. obrazovaniya [Social pedagogy: textbook for stud. In institutions of higher prof. education]. A.V. Mudrik [et al.] - 8th edition, revised and enlarged. - Moscow: Publishing Center "Academy", 2013. - p. 32.

11. Ostrovskaya, T.V. Igrovaya metodika vvedeniya detey v usloviya detskogo sada [Game methodology for introducing children to kindergarten]. Psychological Science and Education. - 2014. № 3. - p. 99.

12. Ptashinsky, I.A. Osnovnye faktory semeynogo vospitaniya, dezadaptiruyushchie detey i podrostkov [Main factors of family education, maladaptive children and adolescents]. Bulletin of the Taganrog Institute. A.P. Chekhov. 2014. № 3. p. 12.

13. Fomina, O.V. Disfunktsional'naya sem'ya i otklonyayushcheesya povedenie rebenka [Dysfunctional family and deviant child behaviour]. Psychological newspaper. - 2016. 3 July. - p. 11.

14. Furmanov, I.A. Psikhologicheskie problemy agressii v sotsial'nykh otnosheniyakh: monografi ya [Psychological problems of aggression in social relations: monograph]. I.A. Furmanov [et al.]; under the scientifi c editorship of I.A. Furmanova. - Brest: Brest State A.S. Pushkin University, Belarus State University. BrSU, 2014. - p. 320.

15. Kholostova, E.I. Sotsial'naya rabota s dezadaptirovannymi det'mi: ucheb. posobie, 3-e izd., pererab. i dop. [Social work with maladaptive children: textbook, 3rd edition, revised and enlarged]. - Moscow: Publishing and Trading Corporation "Dashkov and K", 2013. - p. 78.

Как институт воспитания, семья очень важна, так как именно в ней в ребенка с ранних лет жизни родителями закладываются основные морально-этические ценности, ориентиры. Для ребенка семья является микромоделью общества, способствует выработке системы социальных отношений, конструированию жизненных планов и целей [1, с. 239].

К сожалению, в современной действительности, такое понятие, как неблагополучная семья, получило большое распространение и стало довольно часто встречающимся явлением. Чем бы ни было обусловлено семейное неблагополучие, оно не может не найти проявление в личностном формировании ребенка. Большая часть ́ проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни в неблагополучии семьи. В системе ценностей родителей, дети, как правило, смещаются на последнее место. Семейные проблемы, запущенность в воспитательном процессе приводят к психической травматизации детей, педагогической распущенности.

Согласно статистике, современная российская преступность не только растет, но и молодеет. В 2016 году уровень детских и подростковых правонарушений в России вырос на 5 %. За первые 6 месяцев 2017-го года по данным МВД РФ было выявлено 19 816 правонарушителей. Эта внушительная цифра свидетельствует о необходимости решительных мер со стороны государства по предотвращению подростковой преступности.

Конечно, девиантное поведение, как и любой другой процесс, имеет конкретные причины появления. Проведенное исследование позволит проследить взаимосвязь семейного неблагополучия и отклоняющегося поведения подростков в г. Клинцы Брянской области с целью уменьшения количества девиаций среди несовершеннолетних.

Цель исследования: выявить корреляцию семейного неблагополучия и поведенческих девиаций несовершеннолетних, и разработать инновационные методы профилактических работ с детьми на уровне дошкольно-образовательных учреждений.

Понятие «неблагополучная семья» имеет множество определений. Например, доктор педагогических наук, профессор М. А. Галагузова определяет данный феномен как семью с низким социальным статусом, которая не в состоянии справиться с какой-либо функцией в разных сферах жизнедеятельности, или одновременно несколькими [10, с. 32].

Для Цитирования:
Марина Георгиевна Солнышкина, Семейное неблагополучие как фактор развития девиантного поведения несовершеннолетних. Социальная политика и социальное партнерство. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: