БИО АВТОРА
Андрей Дядюра
Директор по развитию компании «Эдельвейс». Работал маркетологом в компании «Беловежские деликатесы», директором по маркетингу в компании «Сибирская аграрная группа «Мясопереработка», руководителем отдела маркетинга в компании «Сергиево-Посадский мясокомбинат»
Почему так сложилось и что конкретно заставляет зацикливаться на оптимизации?
1. Сокращение рынка сбыта
На фоне фанфар вокруг онлайна и фудтеха другие рынки продолжают болтаться на уровне нулевого роста либо вовсе сокращаться. Не оправилась HoReCa, нон-фуд до сих пор не показывает тех темпов восстановления, которые вернули бы отрасль к уровню начала 2020-го. Падение доходов конечных потребителей сильнее всего бьет по рентабельности промышленных предприятий.
2. Возросший спрос
Где-то пусто, а где-то густо. Бурный рост спроса в некоторых отраслях, например медицинских и гигиенических товаров или пищевой упаковки, с одной стороны, взвинтил обороты производителей, с другой — уронил средний чек ниже разумных пределов. От такой ситуации проигрывают все. Производители недосчитываются маржи, а рынки сбыта получают некачественный продукт.
3. «Перегрев» традиционных рынков
Конкуренция на некоторых рынках настолько возросла, что многолетние игроки уже давно живут в вечном процессе диверсификации, дабы не скатиться в отрицательную рентабельность. Простой пример — рынок добавок и специй. Здесь не от хорошей жизни возникают попытки сегментировать ассортимент до абсурда и выходить на новые, несвойственные для себя рынки.
4. Давление рынков сбыта
Актуальный фактор для отраслей, где рынок сбыта ведет себя агрессивно. Например, производство упаковки или FMCG-компании, чьи продажи сосредоточены в сетях. В обоих случаях высокая конкуренция и доминирующая позиция клиентов убивают основную долю рентабельности.