По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.372; 629.03 DOI:10.33920/sel-10-2008-03

Сельскохозяйственное транспортно-технологическое шасси с «агрофильными» колесными движителями

Попов С. Д. канд. техн. наук, доцент, главный конструктор, Научно-производственный центр «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана, e-mail: unesco-tvet-01@yandex.ru
Комиссаров Д. С. вед. конструктор, Научно-производственный центр «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана, e-mail: dm.s.kom@gmail.com
Лавров А. В. канд. техн. наук, вед. науч. сотр., Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», Москва, Российская Федерация, e-mail: vimlavrov@mail.ru
Гуляев А. А. специалист, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», Москва, Российская Федерация, e-mail: tomasss1086@mail.ru

В настоящее время ни один серийно выпускаемый автомобиль, применяемый в сельском хозяйстве, не отвечает требованиям государственного стандарта по максимально допустимому воздействию движителей на почву. Это приводит к значительным потерям и недобору урожая сельскохозяйственной продукции. В качестве перспективного направления повышения эффективности транспортной инфраструктуры сельскохозяйственного производства предлагается разработка экологически безопасного транспортно-технологического шасси сельскохозяйственного назначения.

Литература:

1. Шарипов В. М., Измайлов А. Ю., Дорохов А. С. и др. К вопросу создания отечественного гусеничного трактора для современного сельскохозяйственного производства // Тракторы и сельхозмашины. — 2018. — № 2. — С. 17–25.

2. Федоткин Р. С., Крючков В. А. Перспективы применения резиноармированных гусениц на транспортных и тяговых машинах различного назначения // Сборник докладов Восьмой Всероссийской конференции молодых ученых и специалистов «Будущее машиностроения России» (г. Москва, 23–26 сент. 2015 г.). — М., 2015. — С. 903–906.

3. Попов С. Д. Проблемы и перспективы создания мобильного транспортно-технологического комплекса сельскохозяйственного назначения // Известия Международной академии аграрного образования. — 2017. — Вып. 36. — С. 106–13.

4. Измайлов А. Ю., Евтюшенков Н. Е. Прогноз транспортного обеспечения сельскохозяйственного производства // Сельскохозяйственные машины и технологии. — 2010. — № 1. — С. 16–20.

5. Годжаев З.А., Измайлов А.Ю., Евтюшенков Н. Е., Крюков М.Л. К вопросу создания экологически безопасных всесезонных автомобилей сельскохозяйственного назначения // Тракторы и сельхозмашины. — 2016. — № 3. — С. 48–52.

6. Izmailov A., Shevtsov V., Lavrov A., Godzhaev Z. et al. Application of the universal tire characteristic for estimating the maximum pressure of a pneumatic tractor wheel on the ground. SAE Technical Paper 2015-01-2760, 2015, doi: 10.4271/2015-01-2760.

7. Shevtsov V. G., Soloveychik A. A., Rusanov A. V., Lavrov A. V. The use of universal characteristics of a tire in determining maximum pressure of a wheel running on soil. Proceedings of the International Research & Practice Video Conference: Topical research trends in the twenty-fi rst century: Theory and practice. — Voronezh, Russia: Voronezh Public Forest Engineering Academy. — 2014. — P. 169–173.

8. Rusanov V. A. The problem of soil compaction movers and eff ective ways to solve it. — Moscow, Russia: all-Russian Institute of mechanization.

9. Lavrov A. V., Kryukovskaya N. S., Petrischev N. A. Evaluation of impact on soil wheel drivers of self-propelled selection seeder // Agrimachinery and Energy. — № 4 (21). — Р. 95–106.

10. Попов С. Д. Фундаментальные проблемы развития внутреннего транспорта малонаселенных регионов России и пути ее решения на основе развития высокомобильных автомобильных транспортных комплексов (на примере Архангельской области) // Экономика, проектный менеджмент, образование, юриспруденция, экология, медицина, социология, философия, филология, психология, техника, математика: состояние и перспективы развития. Сб. статей по итогам Международной научнопрактической конференции. 4–5 июля 2013 г. — СПб.: КультИнформПресс, 2013. — 148 с. ISBN 978-5-8392-0411-9, стр. 110–117. 2013.

11. Sarkisov P., Popov S. Active tire pressure control as a step to sustainable automotive mobility. Proceedings of Multidisciplinary Academic Conference on Transport, Logistics and Information Technologies (MAC — TLIT 2013). 1 st ed., Prague. MAC Prague consulting Ltd. 2013.

12. Boris N., Belousov B., Popov S. Heavy-Duty Wheeled Vehicles: Design, Theory, Calculations Published by SAE International with a Product Code of R-419, ISBN of 978-0-7680-7723-0, and 800 pages in a hardbound binding. — 2013. — № 12-23. — P. 800.

13. Шевцов В. Г., Соловейчик А. А., Русанов А. В., Лавров А. В. Использование универсальной характеристики шины для определения максимального давления колесного движителя на почву // Актуальные направления научных исследований XXI века: Теория и практика: Сб. научн. тр. по мат. Междунар. заочн. науч.-практ. конф. — Воронеж: ФГБОУ ВПО ВГЛТА, 2014. — № 2, ч. 2 (7-2). — С. 169–173.

Сельское хозяйство России несет большие потери из-за отсутствия техники для работы на почвах с низкой несущей способностью во влажном и переувлажненном состоянии. Это приводит к тому, что уборка озимых продолжается более 40 дней, а потери достигают 42 %. В дождливые годы приходится увеличивать количество привлеченной уборочной и транспортной техники, однако эта техника не может выехать в поле и бездействует. Таким образом, чтобы повысить эффективность сельского хозяйства, необходимо разработать технологические средства для выполнения транспортно-технологических процессов в поле при неблагоприятных погодных условиях. Ряд таких сельскохозяйственных культур, как соя и рис, выращивается с применением водных чеков, что создает особые трудности при вывозе урожая от уборочных комбайнов. В процессе внесения удобрений около 40 % поверхности почвы уплотняется колесами технологических агрегатов. Уплотнение почвы способствует образованию при вспашке крупных и плотных глыб, которые ухудшают условия нормального роста растений.

В целом существующие транспортно-технологические средства (ТТС) не в полной мере удовлетворяют требованиям сельского хозяйства по дальнейшему росту производительности труда, устранению вредного воздействия движителей на почву, уменьшению потерь и недобора урожая и снижению расхода топлива при перевозке грузов [1–4]. Например, в настоящее время ни один серийно выпускаемый автомобиль, применяемый в сельском хозяйстве, не отвечает требованиям государственного стандарта 26955–86 [5]. Это существенно снижает эффективность транспорт нотехнологических средств при выполнении производственного процесса и, как следствие, продуктивность сельскохозяйственного производства.

Решением проблемы является разработка отечественного транспортно-технологического шасси (ТТШ), оборудованного «агрофильными» колесными движителями.

Снижение максимального давления колес на почвенно-растительный покров возможно или путем увеличения количества колес или размеров шин. Чрезмерное увеличение количества колес нецелесообразно, так как приводит к существенному усложнению и увеличению массы трансмиссии и к необходимости изготовления оригинальных агрегатов. Увеличение размера шин позволяет использовать агрегатную базу серийных автомобилей, но требует применения нетрадиционной компоновочной схемы, компенсирующей снижение маневренности шасси. При этом существенное влияние на конструкцию ТТШ оказывает необходимость соблюдения действующих габаритных ограничений, прежде всего по ширине машины.

Для Цитирования:
Попов С. Д., Комиссаров Д. С., Лавров А. В., Гуляев А. А., Сельскохозяйственное транспортно-технологическое шасси с «агрофильными» колесными движителями. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: