По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Сельский рынок труда и меры регулирования занятости в агропромышленном комплексе (на примере Омской области)

Гарафутдинова Н. канд. экон. наук, доцент, Центр непрерывного профессионального образования Омского государственного педагогического университета, Омская лаборатория экономических исследований ИЭОПП СОРАН

В статье освещены вопросы сельского рынка труда и специфики занятости специалистов на предприятиях и организациях различной формы собственности в АПК. Вопросы регулирования занятости на примере Омской области, рассматриваются в материале как основной механизм регулирования занятости населения в сельском хозяйстве. Меры государственной поддержки сельского населения представлены в виде конкретных действующих механизмов обучения и закрепления специалистов аграрного профиля.

Литература:

1. Федеральный Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации».

2. Федеральный закон РФ от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

3. Муниципальные районы Омской области. В 2 ч. Ч. 1, ч. 2: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Омской обл. — Омск, 2010. — С. 343, 365.

4. Муниципальные районы Омской области. В 2 ч. Ч. 1: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Омской обл. — Омск: Омскстат, 2012. — 396 с.

5. Муниципальные районы Омской области. В 2 ч. Ч. 2: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Омской обл. — Омск: Омскстат, 2012. — 412 с.

6. Муниципальные районы Омской области. В 2 ч. Ч. 1: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Омской обл. — Омск: Омскстат, 2014. — 386 с.

7. Муниципальные районы Омской области. В 2 ч. Ч. 2: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Омской обл. — Омск: Омскстат, 2014. — 413 с.

8. Постановление правительства Омской области от 15 октября 2013 г. № 252-п.

9. Постановление правительства Омской области от 3 сентября 2008 г. № 159-п «О единовременном подъемном пособии молодым специалистам, работающим в сфере агропромышленного комплекса».

10. Кадровое обеспечение агропищевого кластера / Под ред. В. В. Карпова, В. В. Алещенко // Кластерный подход к развитию агропромышленного комплекса Омской области; ИЭОПП СО РАН, Омская экон. лаб. — Новосибирск, 2014. — Гл. 6. — С. 167–199.

11. Постановление правительства Омской области от 4 июня 2014 г. № 112-п «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Консультант-плюс.

12. Государственная программа Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области», утв. постановлением правительства Омской области от 15 октября 2013 г. № 252-п.

13. Постановление правительства Омской области от 10 апреля 2013 г. № 64-п «О предоставлении из областного бюджета субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), находящимся на территории муниципальных районов Омской области, на возмещение части затрат на выплату заработной платы молодым специалистам».

Формирование рынка аграрного труда в России складывается под влиянием нескольких факторов, каждый из которых оказывает непосредственное воздействие на процессы, происходящие в системе агропромышленного комплекса, и непосредственно на процессы занятости населения в данном сегменте рынка труда.

Система социально-трудовых отношений сельских производителей напрямую зависит от их пространственного размещения на территории субъекта и природных условий территории, а также развитости инфраструктуры (подъездных путей, федеральных трасс, возможности и транспортировки готовой продукции). Таким образом, экономическая деятельность тесно переплетается с природными воспроизводственными процессами, сезонностью работы, что расширяет и усложняет систему показателей деятельности различных видов сельских производственных структур, которые необходимо учитывать, рассматривая данный процесс.

Первый рассматриваемый фактор связан с тем, что существующая нормативная база, регулирующая деятельность занятости населения в сельском хозяйстве и сопряженными отраслями, разнообразна. Она охватывает комплексные программы развития АПК, ведомственные целевые программы по поддержке сельских товаропроизводителей, систему государственных субсидий в сельском хозяйстве, формирование различных форм объединения людей для работы в нем (КФХ, ЛПХ и др.), но не всегда коррелируется с теми категориями, понятиями, которые установлены в законодательстве, формирующем трудовые отношения в данной сфере, начиная с Закона «О занятости населения в РФ» и заканчивая Трудовым кодексом РФ, которые не в полной мере учитывают существующую на селе реальную ситуацию с занятостью населения, а также особенности ведения аграрного производства в нашей стране. Так, например, Закон «О занятости населения в РФ» под данной категорией понимает следующее: «занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход» [1].

Для Цитирования:
Гарафутдинова Н., Сельский рынок труда и меры регулирования занятости в агропромышленном комплексе (на примере Омской области). Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: