Устойчивое и сбалансированное развитие территорий неразрывно связано с улучшением условий жизнедеятельности населения. Поэтому создание качественных жилищных условий является одной из приоритетных задач социально-экономической политики государства. Жилая среда в масштабе сельского поселения, сельского района, многофункционального жилого комплекса представляет собой совокупность элементов природного ландшафта, жилых зданий, объектов культурно-бытового назначения, транспортных и пешеходных путей, элементов благоустройства и т. д.
С позиций действующей нормативной базы: «жилище — индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания»1 .
С технической точки зрения жилье можно охарактеризовать как специфическую строительную систему, искусственно созданную человеком среду обитания, состоящую из нескольких ограждающих и многофункциональных конструкций, образующих замкнутый объем, предназначенный для отдыха, осуществления трудовых и бытовых процессов.
Таким образом, жилье можно рассматривать как объект недвижимости (непосредственно здания, сооружения) и как объект, производящий специфические социальные услуги, связанные с конкретным местом и условиями организации рекреации, воспроизводства и развития человеческих ресурсов. Второй аспект относится к процессу использования жилья. Именно эта сторона жилища имеется в виду при изучении качества жилья и рынка ипотечного кредитования.
Жилищный фонд является основой социальной инфраструктуры, обеспечивающей весь комплекс условий жизнедеятельности населения. Государственная политика в сфере жилья представляет сложную совокупность различных видов социально-экономических факторов и форм воздействия на возможности удовлетворения граждан в строительстве и приобретении благоустроенных квартир. При этом до сих пор по отношению к рынку жилищ, в том числе и в сельской местности, функции государства весьма ограничены. Оно призвано создавать лишь предпосылки для этого: законодательную базу, общефедеральные структуры контроля и регулирования, определенные фонды финансовой поддержки, политику по модернизации жилищно-коммунального хозяйства и т. п. Основная же доля усилий по проведению конкретной деятельности выпадает на нижние уровни системы расселения — муниципальные образования.