Актуальность темы. Совершенствование скота черно-пестрой породы с участием быков-производителей голштинской породы по признакам «массовая доля жира» и «массовая доля белка» в молоке приводит к неоднозначным результатам. Относительно высокие селекционные дифференциалы между материнскими предками голштинов и коровами в племенных стадах Российской Федерации реализуются по уровню значительно ниже, чем рассчитанные по существующим методам определения у потомков генетических трендов за год или поколение. Кроме этого, в настоящее время потребители предъявляют новые требования к молоку по его диетическим характеристикам. Массовая селекция не может столь быстро перестроить признаки у животных и дать ощутимую экономическую отдачу. Решению таких сложных задач должны предшествовать разработка нормативных документов, определение приоритетов цен на рынке продукции и многое другое.
В практической селекции с племенным крупным рогатым скотом черно-пестрой породы нами привлекаются генетические маркеры, например ЕАВ-локус, а также гены κ-CN, PRL, GH. Они интересны как кандидаты в QTL-гены, т. е. связан ные с количественными показателями признаков у животных и, прежде всего, с молочными: удоем, уровнем содержания белка и жира в молоке. Данный подход является составной частью интенсивно развивающегося направления: marker assisted selection (MAS), или маркер-сопутствующая селекция [1].
А. Р. Галлямова [2] у 250 коров черно-пестрой породы выделила генотип ВВ каппа-казеина, имеющий лучший удой и белок, но при недостоверной разнице значений. По гену пролактина Т. С. Горячевой [3] отмечена высокая положительная корреляция между генотипами ВВ коров и содержанием жира в их молоке. A. Dybus [19] при исследовании коров черно-пестрой породы определил взаимосвязь АА-генотипа с массовой долей белка в молоке.
Более широкие исследования коров черно-пестрой породы проводились по гену гормона роста. У генотипов LL и LV удой оказался выше в сравнении со сверстницами стада с генотипом VV. При этом статистически достоверной величины разницы по удою достигали лишь во вторую и третью лактации с превосходством по удою коров LL-генотипов [4]. По другим исследованиям группа коров с VV-генотипами имела склонность к возрастному раздою и уже в полновозрастную лактацию они не уступали сверстницам с генотипом LL [5]. Иные итоги собственных исследований опубликовали А. Г. Ильясов, И. Ю. Долматова [4, 6]. Ими выявлена высокая достоверная корреляция (Р < 0,001) между генотипами LV, VV и величинами их удоев. Вместе с тем, по данным польских исследователей [20], генотип LL также сопряжен с высокими удоями коров, но по массовой доле жира в молоке групповые различия оказывались несущественными.