По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.82

Секуляризация общественной жизни в Советской России: особенности функционирования религиозной живописи как соотношение сакрального и профанного. Учебно-методические материалы к курсу «Социология религии»

Коханая Оксана Витальевна преподаватель кафедры журналистики АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: okokhanaya@mosgu.ru

В статье анализируется культура России с начала ХХ века с точки зрения тех потрясений и изменений, которые были связаны с соотношением сакрального и профанного. Автор прослеживает процесс секуляризации общества на государственном уровне, начиная с «Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», принятого Советом народных комиссаров РСФСР 23 января (5 февраля) 1918 года, до настоящих дней, показывая трансформации политики государства по отношению к Церкви — начиная от ее отрицания как проповедника монархии до возвращения к духовным традициям, начавшимся в начале 1980-х годов, в канун 1000-летия Крещения Руси, и активизировавшимся после 1990-х годов.

Литература:

1. Биллингтон Дж.Х. Икона и топор / Пер.: С. Ильин, Н. Федорова, В. Муравьев, М. Еремина, Н. Мовнина. — М.: Рудомино, 2001. — С. 39.

2. Гараджа В.И. Социология религии. — М.: Наука, 1995. — С. 4.

3. История коллекционирования икон в России. — URL: http://antikclub.ru/load/ club_collektors/simbol_vera/istorija_kollekcionirovanija_ikon_v_rossii_nekotorye_ svedenija/43-1-0-1036.

4. Ленин В.И., Луначарский А.В. Переписка, доклады, документы. — М., 1971. — Т. 80. — С. 45–46.

5. Лепахин В.В. Икона и иконопочитание глазами русских и иностранцев. — М., 2005. — 475 с.

6. Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР: Сб. статей / Под ред. акад. И. Грабаря. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948. — 480 с.

7. Пуликова И. Как «черные доски» стали золотыми: от подпольного экспорта советских времен к частным музеям русской иконы [Электронный ресурс]. — 10 июля 2013 года. — URL:http://www.theartnewspaper.ru/posts/133/.

8. Русская православная церковь и церковное искусство. 1917–1988 гг. — URL: http://www.pravoslavie.ru/sretmon/uchil/iskusstvo.htm.

9. Сапунов Б.В. Книга в России в XI–XIII вв. — Л., 1978. — 230 с.

10. Церковные ведомости. — 1918. — № 1. — С. 27.

11. Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. — М., 1999. — С. 342–346, 363, 365, 368–369, 371, 375–379, 382, 384–385, 387, 391.

12. Элиаде М. Священное и мирское / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. — М.: МГУ, 1994. — С. 14.

Научный термин «секуляризация» (от позднелат. saecularis — «светский, мирской») определяется исследователем В.И. Гараджа как «ряд социальных изменений, знаменующих собой освобождение из-под контроля духовенства как социальной группы, из-под контроля Церкви как социального института (или моральной силы), то есть освобождение от религиозного контроля в мирских делах» [2, c. 4], когда Русская церковь — хранительница исконных национальных духовных традиций — стала восприниматься «как анахронизм, главный конкурент в борьбе за умы и души людей» [8].

Существует мнение, что самая горячая истинная вера проявляется в наиболее трудные и ожесточенные времена. В полной мере это относится и к Церкви. Безусловно, одним из таких периодов был период гонений Русской православной церкви во времена советской власти. Это время принесло России величайший прогресс — от сохи до ядерной бомбы, но одновременно невосполнимое уничтожение культурных памятников, в том числе памятников религиозной культуры, которые испытали натиск секуляризации.

Известный американский историк Дж.Х. Биллингтон осуществил анализ деятельности новой власти по самосакрализации: «Старые иконы, как и новая экспериментальная живопись, по большей части были заперты в запасниках музеев, дабы не смущать сознание советских граждан. Портреты Ленина в “красных уголках” фабрик и общественных учреждений заняли место иконы Христа. Изображения продолжателей дела Ленина, размещенные в установленном порядке по обе стороны от портрета Сталина, заменили традиционный для народа “деисусный ряд”, где иконы святых располагались в строгом порядке по обе стороны от иконы Спасителя. И как иконостас собора возводился над захоронением местного святого и специально почитался крестным ходом в дни религиозных праздников, так и эти новоявленные советские святые по большевистским праздникам ритуально появлялись на Мавзолее с находившимся в нем забальзамированным телом Ленина, наблюдая бесконечные парады и демонстрации на Красной площади. В контексте русской культуры эта попытка нажить политический капитал на исторически сложившейся вере в Бога, на народном почитании иконописных образов представляла собой не более чем продолжение установившейся традиции профанизации священных образов» [1, c. 39].

Для Цитирования:
Коханая Оксана Витальевна, Секуляризация общественной жизни в Советской России: особенности функционирования религиозной живописи как соотношение сакрального и профанного. Учебно-методические материалы к курсу «Социология религии». Ученый совет. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: