По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Секретное белградское метро и другой транспорт

О существовании метрополитена в Белграде даже не знают многие жители города. Это не шутка, метро в Белграде действительно есть, только власти это скрывают. Сербская подземка овеяна таким количеством тайн, что даже за невинный кадр за вами готовы гоняться полицейские.

Станция «Вуков споменик» в самом центре Белграда. Вестибюль выглядит исключительно «по-метрошному». Но не спрашивайте белградцев, можно ли отсюда кудато уехать, — на вас станут коситься с подозрением о вменяемости. Даже надпись «железнодорожная станция» не значит ровным счетом ничего. Хотя и станция есть, и поезда ходят под землей, белградская система внеуличного транспорта насчитывает целых пять веток. Но есть нюансы…

Спустившись в этот величественный подземный переход, продолжаешь уверять себя в том, что находишься в вестибюле большой станции метрополитена. Навигация идентична Минскому метрополитену, что добавляет сходства…

Кассы. Здесь можно купить билет на Беовоз, так называется причудливое и загадочное метро. А также на любой поезд в Сербии. Беовоз входит в систему сербских железных дорог.

И вот я оказываюсь у того самого эскалатора. Станции в Белграде глубокого заложения, эскалатор длинный, как на «Комсомольской» в Москве. И только подойдя к нему близко-близко, замечаю, что все выходы перекрыты, на эскалатор не попасть. Пытаюсь сообразить, что же делать. Скучающие рядом мужички, один из которых одет как типичный подземный служащий, говорят, что у них тут забастовка, и поэтому станция закрыта. Как закрыта? Вы шутите, да? Построили две несчастные подземные станции, поезда у вас ходят раз в час, а вы еще и бастуете?

И вот здесь наконец пришло время рассказать, что же этот метрополитен Беовоз собой представляет. Это на самом деле ровно две станции в центре Белграда. Об одной я рассказал, вторая выглядит просто как остановка в тоннеле… Пять линий Беовоза существуют в реальности, это линии городских электричек, которые курсируют через город насквозь, а в центре имеют подземные станции, чтобы не рушить городскую инфраструктуру. Эдакий аналог парижского RER и немецкого S-Bahn. С той лишь разницей, что здесь удобная и простая система так и не заработала.

Что помешало — хороший вопрос. Наверное, коктейль из развала Югославии, смешанный с сербским раздолбайством, приправленный кровавыми балканскими войнами 1990х годов. Сербов можно понять, им не до того было. А ведь объем работы огромный, загнать электрички под землю, прорыть тоннели под всем городом, но так и не запустить систему в полную силу. Станций наверняка больше, просто до них не дошли руки. Что же мешало заняться развитием своего транспорта потом? Станция «Вуков споменик» открыта, например, 20 лет назад… Тогда же все окончательно остановилось.

Для Цитирования:
Беленький А., Секретное белградское метро и другой транспорт. Железнодорожник. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: