Андрей Анатольевич Волков,
возглавляет Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) с 2013 года, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники и в области образования, доктор технических наук, профессор, Президент Международной общественной организации содействия строительному образованию (АСВ), вице-президент Российского союза строителей (РСС).
— Андрей Анатольевич, какие вызовы сегодня стоят перед национальным исследовательским университетом, готовящим кадры для строительной отрасли? И как вы с ними справляетесь?
— Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет — традиционно признанный лидер отраслевого высшего образования Российской Федерации — сегодня активно формирует новое перспективное понимание сути и границ профессиональной ответственности созидательной деятельности человека во всём горизонте планирования, проектирования, создания, адаптации, использования и преобразования составляющих её элементов.
В условиях современных глобальных вызовов, заметного ускорения процессов распространения знаний и технологий и острой мировой конкуренции, особенная значимость именно нашего отраслевого сообщества состоит в глубоком понимании и активном участии в процессах трансформации традиционных и формировании новых областей компетенций, которые определят стратегическую устойчивость, технический и социальный прогресс страны на десятилетия вперёд.
Именно созидание, результаты нашего труда — здания, сооружения, инженерная инфраструктура, городская среда — становятся областью пересечения и концентрации огромного числа новых наукоёмких направлений развития перспективных технологий и техники. Среди них: анализ и использование больших данных, интернет вещей, искусственный интеллект, когнитивные системы и распознавание образов, виртуальная и дополненная реальность, геолокация и позиционирование, телемониторинг, робототехника, альтернативная энергетика, беспилотный транспорт, бионика, аддитивные технологии и проч. Фактически эти направления требуют принципиально новых академических и прикладных профессиональных компетенций конвергентного уровня, которыми в полной мере не обладает сегодня никто. Причем эта ситуация характерна не только для нашей страны, но и для мирового высокотехнологичного прогресса. С другой стороны, совершенно очевидно, что эта область уже существует, и она исключительно перспективна. Это новые, значительно более масштабные и капиталоёмкие рынки для традиционно более сегментированой высокотехнологичной продукции, «приземлять» которые предстоит на результаты труда строителей — используемые территории, объекты и элементы инфраструктуры, планировать, проектировать и создавать которые теперь мы тоже должны по-новому.