Из общего объема кондикционных обязательств по причине особого социального значения выделяется п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса (далее — ГК) РФ. Согласно указанной норме, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки [1].
В отношении заработной платы данное положение конкретизируется в Трудовом кодексе РФ (далее — ТК РФ). Так, в абз. 1 ч. 4 ст. 137 ТК РФ закреплено, что заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением счетной ошибки. Однако практика разрешения трудовых споров, связанных со счетной ошибкой, неоднородна, так как не решена теоретическая проблема толкования данного понятия.
В соответствии с ч. 1 ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных данным кодексом и иными федеральными законами.
Как справедливо указывает Ю. В. Перышкина, «невозможно найти организацию, в которой сотрудники не совершали ошибок при выполнении своей работы». «Существуют разные ошибки: описки, опечатки, сбой в программе, человеческий фактор, арифметические ошибки. В деятельности финансовых служб их называют счетными» [2]. В качестве примеров самых частых ошибок, возникающих в связи с человеческим фактором: лишний ноль в платежке или расходно-кассовом ордере, неверно разнесенная сумма в бухгалтерской программе, двойная выплата заработной платы, путаница при выплате однофамильцам, сбой в работе программы и т. д.
Так, классическим примером человеческого фактора можно считать дело, где бухгалтер неверно внесла данные в 1С (данные о назначении платежа ошибочно внесены в графу «Процент надбавки», в которой отражается процент от оклада, вместо графы «Сумма надбавки в рублях», в которой указывается точная сумма надбавки в рублях), что привело к неверному расчету заработной платы и выплате излишней заработной платы в размере 722 424руб. 28 коп. Несмотря на то что ошибка была связана с субъективными факторами (действиями бухгалтера по вводу данных в 1С), суды признали эту ошибку работодателя счетной и взыскали с работника неосновательное обогащение (апелляционное определение Московского городского суда от 08.02.2019 по делу № 33-5026/2019).