По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 661.23

Сборка деталей по коническим поверхностям

Большагин Н.П. канд. техн. наук, доцент, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5
Лукьянец О.Ф. канд. техн. наук, доцент, e-mail: oleg.fedorovich@mail.ru, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5

Показана специфика формирования составляющего звена линейной размерной цепи при сопряжении деталей по коническим поверхностям. Выполнен размерный анализ сборки привода (электродвигатель — муфта упругая втулочно-пальцевая — редуктор). Обоснован производственный метод обеспечения точности сборки привода в условиях серийного производства.

Литература:

1. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: учебное пособие для тенх. спецвузов.  — 7 изд., испр.  — М.: Высш. шк, 2001. — 447 с.

2. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Расчет допусков размеров. — М.: Машиностроение, 1981. — 189 с.

3. Большагин Н.П., Яковлева А.П. Повышение производительности обработки шлифованием // Главный механик. — 2014. — № 8. — С. 34–42.

4. Большагин Н.П., Яковлева А.П. Сборка червячной передачи // Авиационная промышленность. — 2015. — № 2.

5. Большагин Н.П., Яковлева А.П. Точность сборки червячной передачи  // Главный механик.  — 2015.  — № 7. — С. 36–39.

Конические соединения являются видом разъемных неподвижных соединений и достаточно широко используются в машиностроительных изделиях. В конических соединениях сопрягаемые поверхности являются наружным и внутренним усеченными конусами. Применение этих соединений обусловлено рядом их достоинств, основными из которых являются обеспечение практически нулевого эксцентриситета осей сопрягаемых поверхностей, возможность передачи только за счет трения больших крутящих моментов, легкость монтажа и снятия устанавливаемых деталей. При закреплении деталей по коническим поверхностям для создания натяга обязателен поджим устанавливаемой делали в осевом направлении. Этим самым возможно регулировать передаваемый крутящий момент и компенсировать износ и смятие неровностей поверхностей.

В гидро- и пневмосистемах конические соединения обеспечивают герметичность (краны, клапаны и др.). Преимущественное распространение приобрела коническая форма концевых участков валов для соеди нения с полумуфтами, шкивами и др., известны также случаи установки по коническим поверхностям зубчатых колес и на средних шейках валов.

При всех своих достоинствах конические соединения имеют если не недостаток, то одну особенность, в отдельных случаях затрудняющую обеспечение технических требований при сборке узлов и механизмов машин. Рассмотрим эту особенность на примере сопряжения редукторной полумуфты муфты упругой втулочно-пальцевой (МУВП) с коническим хвостовиком входного вала редуктора (рис. 1).

Расстояние А от торца полумуфты до сечения начала конической шейки вала при наиболее распространенной для таких соединений конусности 1:10 определяется по формуле:

В партии сборочных единиц колебание размера А при известных допусках на размеры dB и dM выразится зависимостью:

Размер А, очевидно, является составляющим звеном линейной размерной цепи, замыкающим звеном которой будет заданное конструктором техническое требование на расположение элементов сборочной единицы. Размер А в размерной цепи специфический — его точность определяется (2) точностью диаметральных размеров сопрягаемых конических поверхностей, т. е. размеров, перпендикулярных линейному размеру А. Коэффициент 5 свидетельствует о существенном влиянии точности размеров dB и dM на линейный размер А, и поэтому они должны выполняться с точностью, определяющей точность размера А, сравнимую (одного порядка) с точностью других линейных звеньев размерной цепи. Обычно эта точность должна быть не ниже 9‑го квалитета.

Для Цитирования:
Большагин Н.П., Лукьянец О.Ф., Сборка деталей по коническим поверхностям. Главный механик. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: