Сбор статистических данных по надежности из рядовой эксплуатации может осуществляется на основе информации об изменении ее текущего технического состояния через мониторинг ресурсных параметров технического состояния на определенных режимах работы [1]. В свою очередь, сбор информации о надежности возможен тогда, когда наблюдения в силу рассеивания наработок до отказов машин должны быть значительной продолжительности, при этом техника используется по назначению, совершая полезную работу. Так как изменение значения параметра до его предельного значения будет характеризовать отказ, то контроль значения параметра сводится к определению момента времени (наработки) достижения параметром его предельной величины. Способ реализуется при известных предельных и допускаемых отклонениях контролируемых ресурсных параметров, характеризующих износ деталей и соединений.
При расчете показателей надежности эксплуатируемой техники на основе контроля параметров технического состояния [2] необходимо иметь возможность считывать, преобразовывать и передавать для последующей обработки аналоговые и цифровые сигналы с датчиков контроля ресурсных параметров (рис. 1).
Полученные диагностические данные могут обрабатываться по определенному алгоритму, для расчета количественных локальных показателей ресурса и определения количества отказов детали или узла (например, алгоритм представлен на рис. 2).
Техническим заданием на сбор информации устанавливается перечень контролируемых параметров технического состояния и необходимого оборудования. В перечень должны включаться параметры, отклонения значений которых в зависимости от исчерпания ресурса элементов машины и их составных частей за пределы установленных допускаемых значений будут характеризовать неисправность, а предельным значением будет отказ.
На основе полученных данных о текущем техническом состоянии машины и наложенной системой допусков можно оценить, в допуске или не в нем контролируемый параметр, и определить количество оставшейся наработки до отказа, а на основе данных об отказах построить закон распределения для групп одноименных деталей и сопряжений, что в конечном итоге позволит собирать данные о надежности техники.