По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 32.327 DOI:10.33920/nik-02-2504-01

Саудовско-американские отношения в период президентства Д. Трампа и Дж. Байдена в условиях меняющегося геополитического ландшафта Ближневосточного региона

Филимонова Анна Игоревна кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, 5, Эл. адрес: annafilimon@yandex.ru, ORCID 0000-0002-0857-8240
Муравьева Дарья Дмитриевна магистрант кафедры международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, 5, Эл. адрес: kafmod@mosgu.ru, ORCID 0009-0003-8898-2570

Саудовско-американские отношения, устойчиво сложившиеся в 1940-х гг., отмечались высокой динамикой и крепкими экономическими связями, прежде всего, в области энергоресурсов и обороны. Эти отношения пережили нефтяной кризис 1973 г., террористические атаки 11 сентября 2001 г. и многое другое — и все это время Саудовская Аравия была главной опорой политики США в регионе Персидского бассейна. Статья рассматривает основные аспекты внешнеполитического курса США в отношении Саудовской Аравии и специфику взаимодействия между странами в период первого президентства Д.Трампа и Дж. Байдена. В первом случае акцент при анализе делается на особенности правления наследного принца Мухаммеда бин Салмана во внутреннем внешнем плане, точки соприкосновения и противоречия с администрацией Трампа. Во втором случае рассматривается трансформация политического курса США в отношении Саудовской Аравии после чудовищного убийства саудовского журналиста Джамаля Хашогги в 2018 г., а также причины и суть изменений американского курса в отношении Саудовской Аравии во второй половине президентства Дж. Байдена. Выявляются ключевые моменты трансформаций геополитической ситуации на Ближнем Востоке, мотивы и основания региональной политики обеих стран, включая проект «Видение 2023» с саудовской стороны. Делается прогноз отноше- ний Вашингтона с Эр-Риядом при втором президентстве Д.Трампа, учитывая изменение геополитического ландшафта на Ближнем Востоке в конце 2024-начале 2025 гг., прежде всего, перемирие Израиля с ХАМАС и усиление роли Израиля в ближневосточной системе координат, особенно учитывая давние симпатии и поддержку Д.Трампа Тель-Авива. Статья может использоваться в качестве дополнительного чтения в рамках дисциплин по направлению подготовки «Медународные отношления».

Литература:

1. Дербенев А.С. (2013) Вашингтон — Эр-Рияд: у истоков дипломатических отношений [Электронный ресурс] // Вестник РУДН. — Серия: Международные отношения. — №2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vashington-er-riyad-u-istokovdiplomaticheskih-otnosheniy

2. Сажин В. (2020) «Соглашения Авраама» и Ближний Восток [Электронный ресурс] // Международная жизнь. — 29 сентября. — URL: https://interaffairs.ru/news/ show/27600

3. Ibish Hussein Maintaining the U.S. — Saudi Relationship [Электронный ресурс] // Cairo Reiew of Global Affairs. — URL: https://www.thecairoreview.com/essays/ maintaining-the-u-s-saudi-relationship/

4. Mekay Emad. A very special relationship: the US and Saudi [Электронный ресурс] // International Bar Association. — URL: https://www.ibanet.org/article/4175aa7090ed-4145-b1d7-3cc9a28ac013

5. Sager Abdulaziz (2024) Saudi — U.S. Relations: Navigating a Second Trump Term [Электронный ресурс] // Gulf Research Center. — 16 декабря. — URL: https://www. grc.net/single-commentary/214

6. Saudi Arabia and Trump: Expectations and Challenges Ahead (2024) [Электронный ресурс] // Arab Center for Research and Policy Studies. Nov, 18. — URL: https://www.dohainstitute.org/en/PoliticalStudies/Pages/saudi-arabia-and-trumpexpectations-and-challenges-ahead.aspx

7. Smith Saphora, Luce Dan De (2020) U.S. — Saudi ties were especially close under Trump. Under Biden, that looks likely to change [Электронный ресурс] // NBC NEWS. Nov, 12. — URL: https://www.nbcnews.com/news/world/less-privileged-personalhow-u-s-saudi-ties-may-soon-n1247439

8. Ulrichsen Kristian (2024) Coates Difficulties Facing a US-Saudi Security Agreement [Электронный ресурс] // Arab Center Washinghton DC. — Jun, 25. — URL: https:// arabcenterdc.org/resource/difficulties-facing-a-us-saudi-security-agreement/

9. United States — Saudi Arabia Relationship: Eight Decades of Partnership (2023) [Электронный ресурс] // U.S. Department of State. — Jun, 6. — URL: https://www. state.gov/united-states-saudi-arabia-relationship-eight-decades-of-partnership/

1. Derbenev A.S. (2013) Washington — Riyadh: at the origins of diplomatic relations [Electronic resource] // Bulletin of RUDN. — Series: International Relations. — No. 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vashington-er-riyad-u-istokovdiplomaticheskih-otnosheniy

2. Sazhin V. (2020) "Abraham Accords" and the Middle East [Electronic resource] // International Affairs. - September 29. - URL: https://interaffairs.ru/news/show/27600

3. Ibish Hussein Maintaining the U.S. - Saudi Relations [Electronic resource] // Cairo Reiew of Global Affairs. — URL: https://www.thecairoreview.com/essays/maintainingthe-u-s-saudi-relationship/

4. Mekay Emad. A very special relationship: the US and Saudi [Electronic resource] // International Bar Association. — URL: https://www.ibanet.org/article/4175aa70-90ed4145-b1d7-3cc9a28ac013

5. Sager Abdulaziz (2024) Saudi — U.S. Relations: Navigating a Second Trump Term [Electronic resource] // Gulf Research Center. — December 16. — URL: https://www.grc. net/single-commentary/214

6. Saudi Arabia and Trump: Expectations and Challenges Ahead (2024) [Electronic resource] // Arab Center for Research and Policy Studies. Nov, 18. - URL: https://www. dohainstitute.org/en/PoliticalStudies/Pages/saudi-arabia-and-trump-expectationsand-challenges-ahead.aspx

7. Smith Saphora, Luce Dan De (2020) U.S. — Saudi ties were especially close under Trump. Under Biden, that looks likely to change [Electronic resource] // NBC NEWS. Nov,

12. — URL: https://www.nbcnews.com/news/world/less-privileged-personal-how-u-ssaudi-ties-may-soon-n1247439

8. Ulrichsen Kristian (2024) Coates Difficulties Facing a US-Saudi Security Agreement [Electronic resource] // Arab Center Washington DC. — Jun, 25. — URL: https:// arabcenterdc.org/resource/difficulties-facing-a-us-saudi-security-agreement/

9. United States - Saudi Arabia Relationship: Eight Decades of Partnership (2023) [Electronic resource] // U.S. Department of State. — June, 6. — URL: https://www.state. gov/united-states-saudi-arabia-relationship-eight-decades-of-partnership/

Статья поступила 23.01.2025 г. Статья одобрена к публикации 15.03.2025 г.

В начале ХХ в. Королевство Неджд и Хиджаз находилось в британской зоне контроля, хотя экономические отношения развивались достаточно динамично. Так, в 1929 г. по меньшей мере, 10 американских компаний, включая Дженерал Моторс, Форд, Крайслер, Пэккард, Файрестон, Гуд Еар, Чемпион Спакпаг, Стэндарт ойл оф Нью-Йорк и др., имели свои представительства в Джидде, соответственно, американские деловые круги были заинтересованы в выходе на арабский, прежде всего, автомобильный рынок, а также в приобретении нефтяных концессий [1]. В сентябре 1932 г. Королевство Неджд и Хиджаз были объединены в одно государство под названием Королевство Саудовская Аравия, в результате активного взаимодействия политических кругов 1 мая 1942 г. открылась первая американская дипломатическая миссия в Джидде. Саудовско-американские отношения, выстроенные на двух основополагающих столпах — нефть и безопасность — пережили и нефтяное эмбарго 1973 г., и теракт 11 сентября 2001 г., в котором приняли участие 15 саудовцев, и интервенцию США в Ирак в 2003 г. (против которой Саудовская Аравия выступала самым решительным образом).

На смену периоду Холодной войны — безусловной поддержки США «Королевства двух священных мечетей», с установлением американской однополярной гегемонии начиная с администрации Дж. Буша-младшего (2001– 2009) США трансформировали свой ближневосточный курс в сторону большего вовлечения ближневосточных участников в поддержание архитектуры необходимого баланса сил в регионе Персидского залива и Ближнего Востока. Во время второго президентского срока Барака Обамы (2009– 2017) для КСА во «втором столпе» — безопасности — выявилась серьезная трещина. Это были международные переговоры с Ираном, увенчавшиеся в 2015 г. Соглашением о совместном всеобъемлющем плане действий (СВПД), заключенным между Тегераном и международным консорциумом «5+1», в первую очередь США. Эр-Рияд начал опасаться, что Вашингтон не только не будет противиться усилению Ирана, но и намеревается создать американо-иранскую ось как новый контур режима безопасности в Персидском заливе, что в корне противоречило саудовским интересам. Однако «на руку» Эр-Рияду сыграло нежелание Ирана выходить за рамки ядерного соглашения и идти на малейшие уступки. Но Саудовская Аравия была без преувеличения потрясена «иранской сделкой». Более того, и Израиль сделал неприятное для себя открытие, что несмотря на все «особые отношения» с Вашингтоном он не может контролировать действия и Белого дома в отношении Ирана. Итак, Саудовская Аравия и Израиль непримиримо выступили против того, чтобы Иран стал ядерным государством.

Для Цитирования:
Филимонова Анна Игоревна, Муравьева Дарья Дмитриевна, Саудовско-американские отношения в период президентства Д. Трампа и Дж. Байдена в условиях меняющегося геополитического ландшафта Ближневосточного региона . Ученый совет. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: