В США сразу же после официального признания Джо Байдена избранным президентом начались разговоры и о «смене курса» внутренней политики и в выстраивании внешних связей. Между тем в экспертном сообществе утвердилось мнение, что ноябрьские выборы обнажили внутренние процессы в США. И в обществе все больше крепнет мнение о номинальности президентской власти в стране. Общество, не только американское, увидело действие сил более могущественных, чем власть президента.
Сегодня внимание экспертов привлекает содержание программных документов и первые шаги новой администрации. Команда Дж. Байдена, как отмечают многие наблюдатели, представлена сотрудниками администрации 44-го президента США Барака Обамы1 . Впрочем, несмотря на испытываемую неприязнь к Обаме, и Трамп продолжал развитие ключевых направлений внешней политики США. Планомерно реализовывались планы поддержки режима на Украине: состоялась поставка средних противотанковых систем Javelin, поступили финансы на закупку военного (устаревшего, но боеспособного) оборудования, на уровне межгосударственного общения оказывалась полная дипломатическая поддержка. На Ближнем Востоке продолжалась политика дестабилизации: в СМИ активно подогревали общественное мнение на провокациях «Белых касок» с применением хлора и распространяли фейковые доказательства применения президентом Сирии Башаром Асадом химического оружия против собственного населения. Наносились ракетные удары по объектам в Сирии и вооруженному контингенту Ирана.
Б. Обама и Дж. Байден прямо говорили о России как о «вражеском государстве». Д. Трамп говорил об этом меньше, но при нем официальные доктрины уже на законодательном уровне присвоили России статус врага № 1 в одном ряду с Ираном и Се верной Кореей. Не остановил Трамп и введение новых чувствительных санкционных ограничений [4, 125]. Еще в сентябре 2017 г. Трамп не стал отменять решение Обамы по прекращению деятельности генконсульства РФ в Калифорнии (Сан-Франциско) и двух торговых представительств в Нью-Йорке. Эксперты, говоря о «консульской» теме, отмечают несколько неожиданные действия «уходящего президента» по официальному закрытию двух американских консульств США на территории России. Тем самым Трамп подчеркнул слабую заинтересованность в нормализации отношений между двумя государствами. Санкции против «Северного потока — 2» уже стали легендой протекционистских устремлений администрации Трампа.