По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 327 DOI:10.33920/vne-04-2104-01

Санкционная экономическая политика США как геополитическая реальность

Елена Степановна Устинович д-р полит. наук, профессор, заведующая кафедрой экономики, управления и гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И. И. Иванова». 305004, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 70, ORCID:0000-0002-7690-8504, E-mail: ustinoviches@mail.ru

В статье проанализирована политика американских экономических санкций в отношении Российской Федерации, начиная с 2008 г. Показано, что санкционная антироссийская экономическая политика — направление внешней политики США последнего десятилетия. На протяжении второй половины ХХ века торгово-экономические связи между РФ и США оставляли желать лучшего и не складывались в нормализованном формате. Объем торгового оборота практически не проявлялся в динамике роста. И перед обеими странами стояла задача по решению данной проблемы. Однако последнее десятилетие, а особенно события 2014 г. и последовавшие далее антироссийские экономические санкции, усилили роль и влияние политического фактора на российско-американские экономические отношения. В связи с этим период развития торгово-экономических отношений последнего пятилетия находится исключительно в политической плоскости, и его можно обозначить как период санкционного экономического давления США в отношении России. Данную политику наши заокеанские партнеры осуществляют совместно с рядом государств западного полушария и Европейского союза, вследствие чего она, к сожалению, становится геополитической реальностью современного периода международных экономических отношений в целом. В методологию исследования включен междисциплинарный политико-экономический метод. Проведен первичный анализ источников, а также программных документов руководителей двух стран — США и Российской Федерации конца 2014 и 2015 гг. В качестве научно-практического результата предложена оптимальная стратегия для Российской Федерации по итогам непрекращающегося санкционного давления — не оставаться в изоляции, налаживать контакты со странами в новом формате.

Литература:

1. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47173 (дата обращения: 03.02.2021).

2. Кривенко Н. В. Проблемы импортозамещения в российской экономике // Россия: тенденции и перспективы развития. 2020. — № 15-1 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-importozamescheniya-v-rossiyskoy-ekonomike (дата обращения: 03.02.2021).

3. Устинович Е. С. Российско-американские экономические отношения через призму Петербургского международного экономического форума — 2017 // Международная экономика. — 2017. — № 7. — С. 6–10.

4. Устинович Е. С. Российско-экономические отношения: политика вопроса / Е. С. Устинович; под ред. П. А. Меркулова // Государственная политика: методология, практика, направления совершенствования: Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. — Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2017. — С. 124–126.

5. Устинович Е. С., Келеман Л. А. Политические и экономические санкции в отношении России: политика вопроса // Известия Юго-западного государственного университета. — 2020. — № 2. — С. 81–88.

6. Obama В. Remarks by the President in State of the Union Address — January 20, 2015 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.whitehouse.gov/the-pressoffi ce/2015/01/20/remarks-president-state-union-address-january-20-2015 (дата обращения: 04.02.2021).

1. Presidential Address to the Federal Assembly. — Available at: http://kremlin.ru/events/ president/news/47173 (accessed: 03.02.2021) (in Russian).

2. Krivenko N. V. Problemy importozameshcheniia v rossiiskoi ekonomike [Problems of import substitution in the Russian economy]. Rossiia: tendentsii i perspektivy razvitiia [Russia: trends and development prospects]. 2020, № 15-1 (in Russian).

3. Ustinovich E. S. Rossiisko-amerikanskie ekonomicheskie otnosheniia cherez prizmuPeterburgskogo mezhdunarodnogo ekonomicheskogo foruma — 2017 [RussianAmerican economic relations through the prism of the St. Petersburg International Economic Forum 2017]. Mezhdunarodnaia ekonomika [The World Economics]. 2017, № 7, рp. 6–10 (in Russian).

4. Ustinovich E. S. Russian-economic relations: the politics of the issue. Gosudarstvennaia politika: metodologiia, praktika, napravleniia sovershenstvovaniia. Materialy II mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [State policy: methodology, practice, areas of improvement. Materials of the II International Scientifi c and Practical, onference]. Orel. 2017, рp. 124–126 (in Russian).

5. Ustinovich E. S., Keleman L. A. Politicheskiei ekonomicheskie sanktsii v otnoshenii Rossii: politika voprosa [Political and economic sanctions against Russia: the politics of the issue]. Izvestiia Iugo-zapadnogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Southwestern State University]. 2020, № 2, рp. 81–88 (in Russian).

6. Obama В. Remarks by the President in State of the Union Address | Januarу 20, 2015. — Available at: https://www.whitehouse.gov/the-press-offi ce/2015/01/20/remarks-presidentstate-union-address-january-20-2015 (accessed: 04.02.2021).

В США сразу же после официального признания Джо Байдена избранным президентом начались разговоры и о «смене курса» внутренней политики и в выстраивании внешних связей. Между тем в экспертном сообществе утвердилось мнение, что ноябрьские выборы обнажили внутренние процессы в США. И в обществе все больше крепнет мнение о номинальности президентской власти в стране. Общество, не только американское, увидело действие сил более могущественных, чем власть президента.

Сегодня внимание экспертов привлекает содержание программных документов и первые шаги новой администрации. Команда Дж. Байдена, как отмечают многие наблюдатели, представлена сотрудниками администрации 44-го президента США Барака Обамы1 . Впрочем, несмотря на испытываемую неприязнь к Обаме, и Трамп продолжал развитие ключевых направлений внешней политики США. Планомерно реализовывались планы поддержки режима на Украине: состоялась поставка средних противотанковых систем Javelin, поступили финансы на закупку военного (устаревшего, но боеспособного) оборудования, на уровне межгосударственного общения оказывалась полная дипломатическая поддержка. На Ближнем Востоке продолжалась политика дестабилизации: в СМИ активно подогревали общественное мнение на провокациях «Белых касок» с применением хлора и распространяли фейковые доказательства применения президентом Сирии Башаром Асадом химического оружия против собственного населения. Наносились ракетные удары по объектам в Сирии и вооруженному контингенту Ирана.

Б. Обама и Дж. Байден прямо говорили о России как о «вражеском государстве». Д. Трамп говорил об этом меньше, но при нем официальные доктрины уже на законодательном уровне присвоили России статус врага № 1 в одном ряду с Ираном и Се верной Кореей. Не остановил Трамп и введение новых чувствительных санкционных ограничений [4, 125]. Еще в сентябре 2017 г. Трамп не стал отменять решение Обамы по прекращению деятельности генконсульства РФ в Калифорнии (Сан-Франциско) и двух торговых представительств в Нью-Йорке. Эксперты, говоря о «консульской» теме, отмечают несколько неожиданные действия «уходящего президента» по официальному закрытию двух американских консульств США на территории России. Тем самым Трамп подчеркнул слабую заинтересованность в нормализации отношений между двумя государствами. Санкции против «Северного потока — 2» уже стали легендой протекционистских устремлений администрации Трампа.

Для Цитирования:
Елена Степановна Устинович, Санкционная экономическая политика США как геополитическая реальность. Международная экономика. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: