По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.221

Санкции за налоговые правонарушения: чего особенно опасаться бюджетным учреждениям?

Веселов Андрей Владимирович канд. экон. наук, аудитор, аудиторская компания «Стандарт», Россия, 117105, г. Москва, ул. Нагатинская, д. 1, стр. 23, E-mail: Veseloffa81@bk.ru
Веселов Владимир Иванович канд. физ.-мат. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: Veselov.VI@rea.ru
Перов Владлен Витальевич канд. экон. наук, управляющий эксперт, ПАО «Промсвязьбанк», Россия, 109052, г. Москва, ул. Смирновская, д. 10, стр. 22, E-mail: Vladlenperov@gmail.com

Сложившаяся в 2020 году сложная экономико-социальная ситуация привела к тому, что многие учреждения и предприятия оказались в непростом финансовом положении. В этих условиях особое значение приобретает необходимость строгого соблюдения всех положений налогового законодательства во избежание дополнительной финансовой нагрузки в виде штрафных санкций налоговых органов. В данной статье на основе выводов из анализа действующих законодательных норм и обширной судебной практики даны рекомендации учреждениям по порядку действий в случаях неоднозначных и спорных ситуаций в процессе общения с налоговыми органами. Детально разобраны несколько распространенных видов налоговых правонарушений, приведены разъясняющие письма госорганов. Показано, к какой ответственности (налоговой, административной или уголовной) приводят конкретные ошибки, на какие нюансы учреждению следует обратить особое внимание, какие аргументы позволят избежать санкций или снизить их размер.

Литература:

1. Веселов А.В. Блокировка счета: не допускать и не сдаваться! // Практическая бухгалтерия. — 2019. — № 5. — С. 22–27.

2. Новикова С. О применении налоговых штрафов в отношении бюджетных учреждений // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2020. — № 1. — С. 18–23.

3. Луговая Н.Н. Нарушен срок представления декларации: о штрафных санкциях // НДС: проблемы и решения. — 2018. — № 12. — С. 53–58.

4. Нефедова Т.Н. Технические неполадки — основание для снижения ответственности налогоплательщика // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. — 2014. — № 23. — С. 81–88.

5. Зобова Е.В. Налоговые споры в учреждениях бюджетной сферы // Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2018. — № 5. — С. 55–67.

6. Романчук А.А. Когда организацию могут привлечь к ответственности за грубое нарушение правил учета согласно статье 120 НК РФ // Российский налоговый курьер. — 2011. — № 24. — С. 68–75.

7. Гусев А. Обновленный КоАП РФ: ответственность за бюджетные нарушения // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. — 2020. — № 3. — С. 15–20.

8. Перов В.И., Хачатурян М.В. К проблеме предупреждения и профилактики нарушений в финансово-бюджетной сфере на основе механизмов управления рисками // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2020. — № 2. — С. 6–12.

9. Савкина Р.В. Изменения в налоговом законодательстве 2017 года и их учет в оптимизации налоговых выплат / В сб.: Инновации: перспективы, проблемы, достижения. Материалы Пятой Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 42–53.

10. Ермошина Е.Л. Ответственность за неуплату налогов: административная, налоговая, уголовная // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. — 2020. — № 1. — С. 53–62.

11. Веселов А.В. Комментарий к решению ФНС России от 19.06.2019 № СА-4-9/11730@ [При ВНП от фирмы могут потребовать все что угодно] // Нормативные акты для бухгалтера. — 2019. — № 15. — С. 77–79.

12. Петрова Н.А. О представлении документов налоговикам // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2020. — № 2. — С. 51–56.

13. Данилов С. Как отказать ИФНС в представлении документов // Практическая бухгалтерия. — 2019. — № 6. — С. 50–56; Расчет. — 2019. — № 7. — С. 52–56.

14. Веселов А.В., Веселов В.И. Анализ последних изменений в законодательстве и особенностей их применения // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. — 2018. — № 3 (99). — С. 180–195.

15. Перов В.И., Кличева Е.В., Лупинина О.А. Совершенствование аудиторской деятельности в сфере закупок / В сб.: Экономически эффективные и экологически чистые инновационные технологии. — 2017. — С. 89–97.

16. Веселов А.В., Веселов В.И. Чего ждать от налоговых новшеств 2017 года? // Экономически эффективные и экологически чистые инновационные технологии: сборник трудов Третьей Международной научно-практической конференции / Под ред. проф. В.А. Жидких. — М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2017. — С. 80–92.

Мы рассмотрим четыре часто встречающихся вида правонарушений — опоздание с декларацией; грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения; неуплата либо неполная уплата налога; непредставление контролерам определенных документов. Возможные последствия подобных нарушений изобилуют нюансами. Важно четко понимать, чего именно ждать от инспекторов в той или иной ситуации, в каких случаях правомерность применения санкций можно оспорить. Следует иметь в виду и то, что за такие ошибки само учреждение могут оштрафовать по соответствующим нормам Налогового кодекса, а его должностных лиц привлечь к административной или даже уголовной ответственности.

Несдача либо несвоевременное представление налоговой декларации на практике не редкость. Подобное нарушение может привести к ряду негативных последствий.

Во-первых, инспекторы вполне могут заблокировать банковские счета и переводы электронных денежных средств. Правда, это возможно только в том случае, если декларация не была представлена в течение 10 рабочих дней по окончании срока, установленного для ее подачи (п. 6 ст. 6.1, подп. 5 п. 1 ст. 31, подп. 1 п. 3 и п. 11 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515). Важный нюанс: транзитные валютные счета, ссудные и депозитные счета ревизоры «заморозить» не вправе (письма Минфина России от 16.04.2013 № 03-02-07/1/12722, от 19.06.2018 № 03-02-07/1/41621, ФНС России от 21.03.2013 № АС-4-2/4846, постановление ФАС Московского округа от 18.08.2005, 15.08.2005 № КА-А41/7704-05) [1].

Следует обратить внимание на то, что при опоздании с отчетностью «замораживают» всю сумму средств, находящуюся на банковских счетах учреждения. Необходимо иметь в виду, что решение о блокировке ИФНС вправе вынести только в рамках трех лет после окончания упомянутого 10-дневного срока (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Блокировка счетов недопустима из-за:

— опоздания с теми или иными бланками по итогам отчетных периодов (письма ФНС России от 17.04.2017 № СА-4-7/7288@, от 11.12.2014 № ЕД-4-15/25663, определение Верховного суда РФ от 27.03.2017 № 305КГ16-16245);

Для Цитирования:
Веселов Андрей Владимирович, Веселов Владимир Иванович, Перов Владлен Витальевич, Санкции за налоговые правонарушения: чего особенно опасаться бюджетным учреждениям?. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: