Развитие первичной медицинской помощи невозможно без комплексного подхода к повышению эффективности работы учреждений общей практики. Приоритетное внимание при этом уделяют подготовке квалифицированного кадрового состава, особенно врачей общей практики и семейных врачей. Но обеспечение помещениями, оборудованием, соблюдение соответствующего режима функционирования учреждений общей практики также влияют на качество оказания медицинских услуг [1; 3].
Санитарно-гигиенический режим — совокупность мероприятий, направленных на предотвращение возникновения, распространения инфекционных заболеваний среди личного состава и стационарных больных, посетителей лечебно-профилактического учреждения. Санитарно-гигиенический режим может быть профилактическим (обычный режим предупреждения заболеваний) и противоэпидемическим (в период увеличения количества инфекционных заболеваний или наличия эпидемии) [1; 4].
Обеспечение санитарно-гигиенического режима заключается в проведении дезинфекционных мероприятий, режимно-ограничительных мероприятий (например, карантин или обсервация), лечебно-профилактических мероприятий (прививки, вакцинация, применение средств индивидуальной защиты), а также проведении санитарно-просветительской работы.
В соответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10 администрация ЛПУ обязана организовать производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными документами [5].
Действующие санитарные правила и методические рекомендации, регламентирующие деятельность медицинских учреждений общей практики, представлены в таблице [2].
Инфекционный контроль — комплекс организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения внутрибольничных инфекций, которые базируются на результатах эпидемиологической диагностики [2].
Система инфекционного контроля включает в себя:
• организационную структуру управления системой ИК;
• эпидемиологическое наблюдение за внутрибольничными инфекциями;
• микробиологический мониторинг;
• разработку и внедрение комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий на основе эпидемиологического анализа эпидситуации в стационаре;
• мероприятия, направленные на охрану здоровья медицинского персонала;
• систему обучения медицинского персонала.
Эпидемиологическую безопасность медицинской помощи можно определить как состояние, характеризующее совокупность условий, при которых отсутствует недопустимый риск возникновения у пациентов и медицинского персонала инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, состояния носительства, интоксикации, сенсибилизации организма, травм, вызванных микро- и макроорганизмами и продуктами их жизнедеятельности, а также культурами клеток и тканей. Эпидемиологическая безопасность реализуется посредством соблюдения стандартов медицинской помощи и эпидемиологического обеспечения. В реализации мероприятий по обеспечению эпидемиологической безопасности участвуют все медицинские работники, а ее принципы определяются эпидемиологической службой медицинской организации [1; 3].
Эпидемиологическое наблюдение — система мониторинга за динамикой эпидемического процесса внутрибольничных инфекций (заболеваемость, летальность, колонизация, носительство), факторами и условиями, которые влияют на их возникновение и распространение, а также анализ и обобщение полученной информации для разработки профилактических и противоэпидемических мероприятий [2].
Микробиологический мониторинг — сбор и анализ данных о этиологической структуре внутрибольничных инфекций, доминирующих колонизирующих агентов, микроорганизмов, которые контаминируют объекты внутренней среды стационара, биологических свойств, в том числе антибиотикорезистентности выделенных штаммов микроорганизмов и их профилей. Основой микробиологического мониторинга являются данные микробиологической лаборатории. Микробиологический мониторинг направлен на определение тенденций и динамики изменений этих показателей, усовершенствование тактики рациональной и эмпирической антибиотикотерапии, периоперационной антибиотикопрофилактики, усовершенствования дезинфекционных мероприятий [4].
Эпидемиологический анализ заболеваемости внутрибольничными инфекциями — определение уровня, структуры и динамики оценки эпидемической ситуации в лечебном учреждении. На основании данных анализа разрабатывается комплекс противоэпидемических мероприятий. Оперативный и ретроспективный анализ предусматривает изучение заболеваемости внутрибольничными инфекциями по локализации патологического процесса, этиологии и срокам их развития, а также биологических свойств, в первую очередь антибиотикорезистентности выделенных штаммов.
Стандартное определение случая внутрибольничной инфекции — совокупность клинических, микробиологических, лабораторных и других показателей, необходимых для подтверждения наличия инфекции.
Фоновый уровень заболеваемости — минимальный уровень заболеваемости внутрибольничными инфекциями, характерный для данного стационара.
В настоящее время работа по профилактике ИСМП осуществляется в соответствии с Национальной концепцией профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, утвержденной Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в 2011 году (далее — Концепция). В рамках оптимизации системы здравоохранения предусмотрено внедрение системы государственного социально-гигиенического мониторинга — системы наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды жизнедеятельности человека, а также выявления причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и влиянием на него факторов среды жизнедеятельности человека.
Для координации деятельности лечебного учреждения по вопросам внутрибольничных инфекций приказом главного врача создается комиссия по инфекционному контролю. В состав комиссии обязательно входят заместитель главного врача по медицинским вопросам (возглавляет комиссию), заведующие структурными подразделениями, главная сестра, эпидемиолог, заведующий бактериологической лабораторией, в которой проводятся микробиологические исследования для стационара. На заседании комиссии выбирается ответственный секретарь.
Основными функциями комиссии по инфекционному контролю являются [5]:
• разработка и внедрение программ инфекционного контроля в медицинском учреждении в соответствии с санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими нормами и правилами;
• обоснование необходимых мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций и их финансирование;
• оценка обоснованности и эффективности использования антимикробных препаратов и разработка рекомендаций по оптимизации их использования;
• оценка эффективности проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на обеспечение инфекционной безопасности пациентов и персонала медицинского учреждения;
• разработка эпидемически безопасных алгоритмов лечебно-диагностических манипуляций и процедур;
• оценка потребности в дезинфекционных средствах, антисептиках, расходных материалах;
• организация обучения медицинского персонала;
• разработка и утверждение стандартов определения случаев внутрибольничных инфекций;
• решение вопроса о проведении закрытия стационара и проведении дезинфекции;
• разбор случаев верифицированного внутрибольничного инфицирования и разработка мероприятий по недопущению возникновения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи;
• анализ эффективности мероприятий инфекционного контроля;
• обеспечение взаимодействия с администрацией стационара и санитарно-эпидемической службой.
Комиссия работает согласно Положению о комиссии и плану работы, утвержденному главным врачом. Заседание комиссии проводится ежемесячно, а при ухудшении эпидситуации — по необходимости [6].
Решение комиссии оформляется протоколом, утверждается приказом главного врача и доводится до сведения всех сотрудников.
Таким образом, в лечебном учреждении формируется структура управления и распределения обязанностей по инфекционному контролю (рис. 1):
• комиссия по инфекционному контролю;
• госпитальный эпидемиолог;
• ответственные за обеспечение инфекционного контроля лица во всех подразделениях лечебного учреждения.
Рис. 1. Структура управления и распределения обязанностей по инфекционному контролю
Ответственность за организацию и выполнение мероприятий по ИК возлагается на главного врача стационара. На рис. 2 представлена схема организации инфекционного контроля в лечебном учреждении [8].
Рис. 2. Схема организации инфекционного контроля в лечебном учреждении
Таким образом, внедрение системы инфекционного контроля в лечебном учреждении позволяет:
• проводить более раннюю диагностику случаев инфекции и более раннее назначение терапии;
• обеспечить ежедневное знание эпидемической ситуации в лечебном учреждении;
• проводить оперативные вмешательства в систему инфекционной безопасности в зависимости от эпидемической ситуации, не дожидаясь вспышки;
• уменьшить частоту выделения от пациентов антибиотикорезистентных возбудителей;
• снизить необходимость использования антибиотиков резерва.
Основные направления оценки системы эпидемиологической безопасности лечебного учреждения представлены на рис. 3 [7].
Рис. 3. Основные направления оценки инфекционной безопасности лечебного учреждения
Таким образом, внедрение норм и требований социально-гигиенического мониторинга в работу лечебно-профилактических учреждений является одним из обязательных направлений деятельности медицинского персонала на современном этапе.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов при написании статьи.
CONFLICT OF INTEREST
The author declare no conflict of interest involved in preparation of the article.