Самозанятость является фактором рыночной экономики, его возрождение в России, как известно, началось в неблагоприятных социально-экономических условиях: развал Советского Союза и разрушение хозяйственных связей, мировой экономически кризис и снижение качества жизни населения, несбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг. В условиях рыночных отношений на индивидуально-предпринимательскую деятельность (самозанятость) только по линии органов службы занятости было направлено более 6000 человек. Однако каждый третий предприниматель ежегодно прекращал свою деятельность [1].
Самозанятость — это реализация прав безработных граждан на продуктивную занятость и защита от безработицы путем открытия собственного дела.
В последнее время возросло внимание к развитию самозанятости как элементу предпринимательства. Это прежде всего касается институциональной составляющей. Так, по мнению президента Российской Федерации (далее — РФ), «работа самозанятых граждан должна перестать трактоваться как незаконная предпринимательская деятельность… нужно четко определить правовой статус самозанятых граждан, дать им возможность нормально, спокойно работать. Каждый, кто честно трудится в своем бизнесе или как наемный работник, должен чувствовать, что государство, общество на его стороне, справедливость не в уравниловке, а в расширении свободы, создании условий для труда, которые приносят уважение, достаток и успех» [2].
В рамках реализации поставленной цели с 28 декабря 2017 г. вступил в силу федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Большинство специальных налоговых режимов предполагают упрощение налогообложения, то есть несколько налогов заменяется одним [3].
С 1 января 2019 г. вступил в силу федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» [4]. Применять специальный налоговый режим вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее — ИП) и получающие доходы от деятельности, при которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников. В ряд ограничений специального режима входят: реализация подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке; добыча и (или) реализация полезных ископаемых; получение доходов, превышающих в текущем календарном году 2,4 млн руб.