Формальным основанием для сноса явилось Постановление Правительства Москвы № 829-ПП от 08.12.2015 «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы», утвердившее Положение о сносе самовольных построек.
Постановление московского Правительства, как сказано в его тексте, базируется на изменениях, внесенных в статью 222 Гражданского кодекса РФ Федеральным законом № 358-ФЗ от 13.07.2015, в соответствии с которыми (п. 4 статьи в редакции закона № 358ФЗ) самовольная постройка может быть снесена, в частности, «в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения».
Правительство Москвы в указанном Постановлении утвердило Положение о сносе, в котором определило порядок сноса таких построек, а также список в 104 объекта, подлежащих сносу как самовольные постройки.
То, что произошло в ночь на 9 февраля в Москве, по утверждению московских властей, является основанным на законе (см. выше) сносом незаконных построек.
Однако, как выясняется сейчас, на практике к действиям по сносу сразу возникло слишком много вопросов. Во-первых, очевидно, что нормы Постановления № 829-ПП и действия властей во его исполнение не соответствуют духу статьи 35 Конституции РФ, гарантирующей охрану частной собственности, включая недопустимость ее незаконного изъятия.
Во-вторых, как выяснилось, часть собственников сносимых объектов имеют на руках оформленные надлежащим образом документы в отношении сносимых строений. Так, в рамках прошедших еще 4 февраля 2016 г., под эгидой объединения предпринимателей «Деловая Россия», общественных слушаний по поводу сноса 104 строений в соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 829-ПП, были приведены, в частности, следующие данные: «у 50 выборочно проверенных объектов, включенных в список на снос, зарегистрированы права собственности. Из них по 27 объектам недвижимости в судебном порядке доказаны отсутствие самостроя и законность прав собственников». Иными словами, оснований признавать надлежаще оформленные объекты самовольно построенными не было.