В современных условиях профессиональная подготовка обучающихся средних медицинских училищ и колледжей ориентирована на потребности работодателей в специалистах, способных самостоятельно и эффективно работать с большим объемом информации.
Это принципиально меняет отношение к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Преподавание должно быть ориентировано на компетентностный подход, при котором целью и результатом среднего профессионального образования является наличие у выпускников сформированных общих и профессиональных компетенций [3].
Особую роль среди ключевых компетенций отводится формированию учебно-исследовательской компетенции студентов и развитию навыков самостоятельной работы, что позволяет перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность [2].
Эти задачи призван решать Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения, с введением которого, в обучении существенно возрастает значение самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студентов (СРС) в зависимости от места и времени ее проведения, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами, подразделяется на следующие виды [3]:
— самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);
— самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;
— внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.
В стандартах профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее трети бюджета времени студента. Времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, поэтому необходимо эффективно использовать и внеаудиторное время.