Поскольку ключевое понятие статьи — «потребности», обратимся к их классификации. П. Ершов в своем исследовании «Потребности человека» считает наиболее удачными классификации потребностей Ф.М. Достоевского и Г.В. Гегеля. Достоевский делил множество интересов и потребностей людей по усложнению их содержания на три группы: 1) потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни; 2) потребности познания; 3) потребности всемирного объединения людей [6]. В сфере экологии эти потребности можно трансформировать по следующим основаниям: во-первых, ограничение материальных псевдопотребностей, служащих для поддержания сверхкомфортной жизни, наносящей ущерб экологии; во-вторых, развитие потребности познания экологии, познания пользы и вреда прежних и новых технологий для человека и охраны окружающей среды; в-третьих, всемирная интеграция, направленная на решение глобальных экологических проблем, с участием государств, волонтеров, ученых.
В свою очередь, Гегель в своей классификации потребностей рассматривал следующие группы потребностей: 1) физические потребности; 2) потребности права, законов; 3) религиозные потребности; 4) потребности познания [6]. Применительно к экологии эти потребности можно трансформировать следующим образом: во-первых, ограничение и искоренение вредных потребностей (допинг у спортсменов, курение, алкоголизм, приверженность наркотикам, неумеренное употребление антибиотиков и т.д.), формирование потребности в здоровом образе жизни в экологически чистом пространстве с использованием экологически чистых продуктов; во-вторых, реализация потребностей тех юридических законов и прав человека, которые защищают права человека в сфере борьбы за сохранение экологии и саму экологию; в-третьих, потребность использования заповедей и религиозных учений для формирования экологического сознания.
Э. Фромм выделяет следующие потребности человека: потребность в любви, связь с другими, потребность в трансценденции, в идентичности, в системе ориентации. Применительно к решению экологических проблем это можно трансформировать так: формирование потребности любить природу; желание связи с другими через деятельность по защите экологии; потребность идентичности как восприятия себя частью природы, частью общества, охраняющего ее, решающего экологические проблемы; это желание трансценденции как общения с Богом через угодное ему сотрудничество по преобразованию опасного и вредного для человека экологического окружения в безопасное и полезное. Интересно, что в своей работе «Иметь или быть» Э. Фромм косвенно касается связи ограничения потребностей с экологией. Он рассматривает отношение к цветам, растущим на пути человека. Он приводит стихотворение А. Теннисона, в котором тот, увидев прекрасный цветок, в жажде познания истины и красоты мироздания губит его. Исследователь отмечает, что первым желанием лирического героя Теннисона было стремление «обладать» цветком» [7]. Э. Фромм осуждает такое желание и рассказывает историю, когда один восточный поэт, увидев цветы пастушьей сумки у дороги, просто сочинил стихотворение, проявив тем самым настоящую любовь к природе, которая заключается в том, чтобы объект любви жил в наиболее подходящих для него условиях. Из этой работы ученого видно, что любовь, в частности и любовь к природе, иногда требует ограничения потребностей. Созерцательное, некорыстное отношение к прекрасным объектам природы дает возможность человечеству сохранить ее всю и в первую очередь особенно редкие, занесенные в Красную книгу виды флоры и фауны.