Безотносительно к причинам очередного кризиса, который мы по давней традиции величаем «общемировым», заложниками социально-экономических проблем становятся явно не богатейшие персоны с их топ-менеджерской свитой. У этой малой части российского люда доходы не уменьшаются — многомиллионные премии по итогам отчетных периодов исправно ложатся на и без того тучные счета передовых представителей госкорпораций.
Страдают от всяческих пандемий люди простые, нехитрые, не имеющие валютного жирка и золотых парашютов в случае увольнения. Разориться едва стоящему на ногах ИП очень легко — пара-тройка бездоходных месяцев наносят маленькому бизнесу мощнейший удар. Словно высохшие листья, начинают сыпаться сотрудники с обезвоженной сферы услуг. Да и промышленные предприятия, попавшие в финансовую передрягу, проводят так называемую кадровую оптимизацию.
В этой ситуации у простых смертных работяг существуют два личных способа самозащиты. Первый, юридический, можно и нужно использовать в случае попрания трудовых прав, особенно если работодатель старается отодвинуть Трудовой кодекс. Чтобы противостоять давлению и не подписывать капитуляцию, нужно знать закон, иметь немалую силу духа и желание идти вплоть до суда.
Но никакая принципиальность не спасет от официальных сокращений. Опытный работодатель все равно найдет пути оставить у себя наиболее мастеровитых исполнителей, отправив за ворота статичных ворчунов. Поэтому главной защитной броней, как ни крути, остается щит профессиональный. Ведь даже имея под рукой ленивого брата, кума и свата, адекватный начальник вряд ли осмелится подрубать будущее фирмы, выдворяя специалиста высокой квалификации.
Вот почему всяческие программы оперативного переобучения, будь то в стенах предприятия или организованные на базе службы занятости, во времена всеобщей турбулентности приобретают особое, жизненно важное значение. Режим конкуренции никакими социальными выплатами и поправками в Конституцию не сгладить — мы уж тридцать лет живем при капитализме. Рассчитывать нужно только на свои силы — факт.